BI в России: особенности рынка

Большие объемы накопленной бизнесом информации неизбежно приводят компании к вопросу, можно ли из этих данных извлечь пользу или они так и будут лежать мертвым грузом, занимая место на дисковых массивах. Сегодня есть множество способов выгодно использовать большую часть данных для анализа и прогнозирования развития бизнеса.

Российский рынок BI не только локализует и использует уже проверенные западные решения и практики, но и успешно разрабатывает собственные. Количество BI-проектов растет, строятся новые крупные хранилища данных, повышается интерес к предикативному анализу, концепции больших данных, «облакам», технологиям скоростных вычислений в оперативной памяти (in-memory).

Подход российских организаций к внедрению BI-систем отличается от зарубежного. Западные заказчики чаще руководствуются зрелым процессным подходом и внедряют аналитические платформы так, чтобы ими могла пользоваться вся компания. В России более распространена «частичная автоматизация» по дивизионам, когда аналитическая система устанавливается «под задачи» одного-двух подразделений. Особенно эта тенденция была заметна несколько лет назад в банковской отрасли: на волне растущего интереса к бизнес-аналитике банки зачастую заказывали для различных департаментов разные системы.

Сегодня одним из драйверов развития инструментов бизнес-аналитики в России является осознание их несомненной пользы для всех категорий пользователей. Аналитика, прогнозирование, построение рабочих гипотез на реальных данных — все эти возможности стали доступны и руководителю отдела продаж, и начальнику производства, и экономисту, и топ-менеджеру. Причем не только на стационарном рабочем месте, но и в мобильном варианте.

В последние годы на отечественном рынке бизнес-аналитики наметилась сегментация направлений развития. Пока одни компании, имеющие собственные аналитические отделы, проявляют интерес к внедрению мощных, «тяжелых» и многофункциональных BI-систем, другие оценили преимущества «легких» решений Data Discovery, предоставляющих ключевые показатели в несколько кликов, в удобной визуальной форме и без требований к специальной подготовке пользователя — эти продукты оказались отличными инструментами для руководителей всех уровней.

Впрочем, несмотря на многочисленные новости о внедрениях систем бизнес-анализа, большинство компаний еще не использует их в полной мере. Сдерживают рынок и такие факторы, как экономический кризис и санкции в отношении некоторых российских отраслей и отдельных игроков. Девальвация рубля и недоступность западных систем для некоторых заказчиков (в первую очередь для госсектора) привели к сокращению ИТ-бюджетов, переформатированию или даже отказу от запланированных проектов.

При росте числа «антикризисных» проектов трансформируется и сам рынок бизнес-аналитики, в частности, возрастает вес российских BI-компаний, таких, например, как «Прогноз», участник «магического квадранта» Gartner.

Развитые и доступные профессиональные инструменты анализа в России используются все шире, и у них определенно большое будущее. «Аналитика в стиле Excel» постепенно уходит в прошлое. И этому в значительной степени поспособствовал средний бизнес, «распробовав-ший» BI.

В частности, накопление огромных массивов информации и развитие технологий больших данных привело

к появлению качественно новых технологий вычислений (in-memory, то есть непосредственно в оперативной памяти) и баз данных для распределенных приложений (Apache Hadoop). Повышение производительности решений, возможность использования в облачных и мобильных решениях дали новый толчок к развитию инструментария BI. В качестве примеров можно назвать внедрения SAP HANA с использованием технологии in-memory в «Сургутнефтегазе» и «М.Видео», QlikView в fashion-ритейлере Incity и сети аптек «А5», Apache Hadoop на Магнитогорском металлургическом комбинате и другие проекты.

Он предоставляет бизнес-пользователю возможность самостоятельно, без помощи аналитического отдела или ИТ-службы, получить общую картину состояния дел на интересующем его направлении, а также перейти к просмотру определенных групп данных в необходимых срезах и на нужной глубине детализации. В итоге пользователь может строить визуальные отчеты для лучшего понимания ситуаций, по которым требуется принятие решения.

На базе основных возможностей («кубы» данных, предоставление срезов информации, формирование отчетности) заказчики все чаще хотят видеть надстройки в виде инструментов моделирования и прогноза, выявления зависимостей. Тот, кто «распробовал» аналитику и накопил достаточно данных, интересуется возможностями статистики и интеллектуального анализа неструктурированных данных (data mining) — таких проектов пока немного, но у этого направления есть хороший потенциал роста.

Какие же технологические возможности, предоставляемые BI-платформами, в наибольшей степени востребованы российскими заказчиками? «BI — это всего лишь инструментарий, позволяющий систематизировать информацию. Если данные собираются хаотично или “кусочно”, то и история про BI-внедрения будет примерно такой же, — считает Максим Андрианов, руководитель отдела продаж департамента бизнес-решений и заказной разработки компании Softline. — В условиях кризиса российские заказчики рассматривают в первую очередь такие возможности, как увеличение оборота (задача по анализу сбыта) и анализ эффективности по различным направлениям (склад, люди, ресурсы предприятия).

Из обширного набора инструментов BI российские пользователи активно используют средства визуализации, в частности, интерактивный анализ с выводом данных на информационные панели (dashboards).

Для решения первой задачи должны быть автоматизированы процессы продаж, что позволит агрегировать данные для последующего анализа. С точки зрения инструментария наиболее востребованными являются функции анализа ситуации, прогноз и what-if-анализ.

Для крупного предприятия в кризис будет наиболее эффективен анализ и последующая оптимизация трудоемких процессов, таких как складские операции в ритейле, процесс андеррайтинга в финансовых институтах, колл-центры, трудно поддающиеся автоматизации производственные процессы (например, добыча полезных ископаемых)».

По мнению Максима Андрианова, при оптимизации подобных процессов могут быть использованы инструменты анализа и моделирования производительности и/или эффективности персонала: «Например, мы реализовали пилотный проект по оптимизации рабочих смен в рамках регионального сортировочного центра одной из розничных сетей. Суть проекта заключалась в оперативном расчете нормативов сбора заказов на основании фактов, получаемых из складской системы, и моделировании потребностей в человеческих ресурсах. При решении поставленной задачи мы также выявили, что на основании имеющихся у заказчика данных можно смоделировать “идеальное” расположение товаров на складе, приводящее к драматическому снижению затрат на сбор заказов».

При этом эксперт обращает внимание на то, что ввиду сложившейся экономической ситуации бизнес неохотно начинает новые масштабные проекты по внедрению хранилищ данных — предвестников крупных внедрений BI: «Основной фокус на быстрый эффект подталкивает заказчиков к “локальным” внедрениям, позволяющим решать отдельные задачи определенных пользователей или оптимизировать части процессов. Когда наступят “лучшие времена”, возможно, речь в очередной раз пойдет об оптимизации самого процесса анализа данных и заказчики посмотрят в сторону глобальных решений».

Главный редактор аналитического издания TAdviser.ru Александр Левашов говорит, что российский интегратор в BI-проектах выступает как в роли консультанта (начиная от выбора решения и заканчивая аудитом бизнес-процессов), так и в роли непосредственного внедренца: «Важно, чтобы со стороны интегратора на BI-проект была выставлена квалифицированная команда. Если компания-заказчик небольшая, а стоимость предполагаемого проекта невелика, то не следует обращаться к наиболее крупному поставщику. Есть вероятность, что в его портфеле заказов ваш проект получит 25-й приоритет в связи со скромным бюджетом. Если же компания-заказчик является крупной, то не нужно полагаться на мелких подрядчиков — им может не хватить ресурсов для качественного внедрения в установленные сроки».

Если вкратце остановиться на перспективах развития рынка BI, то можно отметить, что бизнес продолжит вкладываться в решения, способные предоставить ему конкурентные преимущества. Следовательно, мы увидим в ближайшие годы множество проектов по внедрению инструментов бизнес-аналитики, позволяющих бизнесу стать более прозрачным и управляемым.

Что касается второго направления, то данные можно почерпнуть из складских систем, HR-систем и систем мотивации.