Что такое BI и зачем это нужно вашему бизнесу

Бизнес любит конкретику. Если идут продажи, то руководству нужно точно знать, сколько товара продано сегодня, сколько за прошлый месяц, насколько это больше или меньше по сравнению с прошлым годом. Каков оборот, сколько составила прибыль, какова динамика издержек? Такие вопросы с поправкой на отраслевую специфику возникают в любой компании.

Вся необходимая информация есть в корпоративных системах, и она доступна менеджерам. В маленькой компании можно вести таблицы в Excel, в более крупной — выгружать данные из многочисленных систем, помогающих управлять производством, поставками, складом, отношениями с клиентами и прочими направлениями.

Но для чего бизнесу нужна эта информация? Посмотреть отчеты и дать команду все оптимизировать, издержки сократить, а прибыль увеличить? На самом деле, примерно так дело и обстоит, только содержательность управленческих решений полностью зависит от глубины анализа имеющейся информации. И, к сожалению, анализ «плоских» данных, когда рассматриваются цифры только в одном-единственном разрезе, потому что других нет или нужно долго считать, не позволяет гибко управлять компанией.

Если топ-менеджмент волнуют глобальные вопросы, то линейные руководители больше озабочены состоянием дел на своем конкретном направлении. Как изменится прибыль с каждой машины, отправленной контрагентам А и Б в разных регионах, если на 5% повысится цена на топливо? Какие продукты необходимо дозакупить сети кафе с учетом меню, динамики цен, издержек, а также сроков и условий хранения? Нужно ли переводить контакт-центр по обслуживанию покупателей из Москвы в регион — и в какой конкретно, с учетом местных ставок арендной платы, стоимости каналов связи, наличия квалифицированной рабочей силы и размера средней заработной платы? Какой товар нужно выставить рядом с кассой в супермаркете?

Собирая данные из разрозненных приложений, которыми владеют разные подразделения, BI-система выдает корректный ответ в едином формате. По сути, она предоставляет в наглядном виде информацию о том, что происходит в бизнесе по выбранному направлению и что будет происходить при заданных аналитиком условиях. Более того, система помогает правильно ставить вопросы.

Важность BI доказывает тот факт, что этими системами занимаются ведущие мировые поставщики ИТ, в числе которых IBM, Microsoft, Oracle, SAP, SAS, QlikTech и другие. По сути, на многомерных данных, которыми оперирует BI, строится вся аналитическая отчетность компаний.

Какие же конкретные задачи решают BI-системы? Топ-менеджер видит с их помощью прибыльные и убыточные направления бизнеса, динамику доходов и расходов. Получая необходимые данные по определенным срезам, он может обоснованно предсказывать развитие ситуации по направлениям и принимать решения.

Отдел продаж имеет инструмент для планирования и оценки выполнения планов. В отчетах видна эффективность каждого менеджера и динамика продаж каждому клиенту. Анализ позволяет также выявить зависимость продаж от ряда сопутствующих факторов: сезона, наличия конкурентов в определенном районе и др.

Ответы на эти вопросы, как правило, нужны быстро и без участия ИТ-службы. Для решения таких задач и существуют системы BI (Business Intelligence). Это давно и активно развивающийся класс приложений, позволяющих взять все значимые для бизнеса параметры и строить по ним аналитические отчеты самостоятельно, мгновенно и в любом разрезе.

Финансисты могут использовать BI-систему для планирования бюджетов, получать консолидированную финансовую отчетность, анализировать с помощью системы движение денежных средств, контролировать погашение кредитов заемщиками.

Руководители производственных подразделений и логисты используют бизнес-аналитику для разработки производственного плана, управления поставками, складскими запасами, отношениями с поставщиками, для анализа маршрутов движения транспортных средств и т. д.

Как только бизнес достигает масштабов, при которых таблицы Excel перестают считаться аналитикой, потому что не помогают ориентироваться в многомерном мире, он задается вопросом, какую систему аналитики использовать. Впрочем, как мы упоминали в самом начале, бизнес любит конкретику. И вопрос на самом деле звучит примерно так: «Как изменится моя прибыль, если изменится одно или несколько условий деятельности, и кто поможет мне решить, что нужно предпринять для ее увеличения?» За ответом стоит обратиться к BI.

В России к решениям на базе BI-систем обращаются компании из разных секторов экономики. По оценке главного редактора аналитического издания TAdviser Александра Левашова, наиболее востребованны BI-системы у заказчиков из финансового сектора, торговли и госсектора. Также эти решения пользуются спросом у представителей фармацевтической отрасли, пищевой промышленности, применяются в энергетике и телекоммуникационном сегменте.

Дмитрий Глушков, консультант аналитического отдела компании Softline, также обращает внимание на отраслевую специфику спроса на BI: «Наибольшее количество BI-проектов реализуется сейчас в трех отраслях: финансовом сегменте, ритейле и госсекторе. При этом в каждом из сегментов бизнес-аналитика дает возможность решать специфические задачи.

Например, банкам и страховым компаниям BI-системы позволяют автоматизировать процессы сбора и формирования отчетности, предоставляя топ-менеджерам оперативную информацию об основных показателях деятельности организаций. Это дает возможность быстро принимать необходимые решения для максимизации финансовых показателей.

Сегменту розничной торговли аналитические инструменты также предоставляют множество возможностей применения. Это анализ продаж, отчеты типа like-for-like, визуализация данных на различных географических картах, анализ продуктовой корзины.

Что касается госсектора, то здесь характерными являются запросы на реализацию механизмов прогнозирования, автоматизацию процессов бюджетирования, построение инструментов для мониторинга различных показателей».

Отличается ли российский рынок BI от западного? По мнению Александра Левашова, нет серьезных отличий с точки зрения проникновения или потребления BI-решений. Важной особенностью является то, что в нашей стране развита собственная экспертиза в области разработки программного обеспечения для бизнес-аналитики (речь о компании «Прогноз»). Мало какая страна может похвастаться этим.

Маркетологи приобретают инструмент для конкретного, в цифрах, анализа рынка в целом и по секторам, изучения конкурентов, поведения покупателей, прогнозирования спроса и предложения, определения самых эффективных инструментов продаж и анализа эффективности маркетинговых акций.