Интервью
Совместный проектsoftline
К главной

Как российский бизнес справляется с уходом зарубежных ИТ-компаний

Удалось ли российским компаниям импортозаместиться в сфере ИТ, какие сервисы способны решить насущные проблемы бизнеса и какое будущее ждет российский рынок информационных технологий

За последний год российский ИТ-рынок пережил перезапуск и развернулся в сторону местных производителей. При этом в бизнесе осталось немало предубеждений по поводу самой возможности импортозамещения в этой сфере. Вице-президент компании Softline Андрей Благоразумов рассказал, как бизнес реагирует на уход зарубежных ИТ-поставщиков и в чем особенности российского программного обеспечения, которое приходит на смену иностранному.

Андрей Благоразумов
Андрей Благоразумов
Вице-президент компании Softline
— Есть ли в России компании с максимальной интеграцией отечественных продуктов и сервисов или полное импортозамещение в сфере ИТ — это миф?

— Зависит от того, о каких именно компаниях и структурах идет речь. Потребителей ИТ-услуг можно разделить на три группы. Первая — госорганы, у них импортозамещение началось еще в 2014 году. На сегодняшний день в этой группе процент российских решений особенно велик, мы оцениваем его в 50% и более. Свою ценность как ИТ-компания для таких клиентов мы видим в том, чтобы встроиться в текущий процесс импортозамещения и обогатить опыт государственных заказчиков за счет нашей технологической и бизнес-экспертизы.

Вторая группа — крупные госкорпорации и объекты критической инфраструктуры. У них есть собственные инженерно-технические отделы, позволяющие тестировать новые решения. Здесь давно думают об импортозамещении, но внедрять они готовы только те решения, которые успешно опробовали в рамках пилотных проектов, во многом поэтому доля российских программных продуктов у них составляет 20–30%. До прошлого года многие госкорпорации продолжали закупать иностранные решения. Сейчас перед ними стоит задача полностью перейти на российское ПО в ближайшие годы. Такие компании с государственным участием можно назвать ключевым драйвером импортозамещения в сфере ИТ на сегодняшний день.

Третья группа — частный бизнес. Крупные компании, задействованные в критической инфраструктуре, активно движутся к замене иностранных решений на отечественные. В среднем и малом бизнесе (СМБ) этого практически не происходит, там люди пользуются тем, к чему привыкли.

— В чем сложность перехода на российские ИТ-решения?

— Есть несколько факторов, которые удерживают заказчиков от массового перехода на российские ИТ-решения. В первую очередь это опасения насчет совместимости. У западных вендоров долгая история развития и большой опыт взаимодействия друг с другом, поэтому большинство иностранных программных и аппаратных продуктов легко совместимы. У российских вендоров был другой уровень взаимодействия, их продукты не всегда можно объединить в работоспособный стек.

Еще один фактор, о котором говорят наши клиенты, — нехватка сервисных компетенций и зрелых инструментов для миграции на российские решения. Это особенно важно для крупных коммерческих организаций. Мы работаем с такими клиентами почти 30 лет и знаем, что одна из основных их потребностей — гарантированная работоспособность инфраструктуры. Заказчики хотят быть уверены, что переход на новые решения точно будет результативным. Им нужна надежная поддержка, включая работу с «серыми зонами» — местами пересечения функционала разных малоизвестных продуктов.

Третья сложность в том, что на российском рынке нет комплексных средств для централизованного управления лицензиями и контрактами, для аудита программных активов и инструментов управления конфигурациями. ПО и услуги, которые ранее предоставляли несколько крупных провайдеров, сейчас приходится искать у множества партнеров. В процессе заключается много договоров, что увеличивает нагрузку на персонал, который должен администрировать эти активы.

Своим заказчикам мы в первую очередь помогаем с выбором работоспособных и совместимых решений, которые полноценно заменят продукты ушедших вендоров. Наши компетенции позволяют клиентам осуществить переход на российское ПО, сохранив при этом высокую надежность инфраструктуры, а также получить привычное обслуживание высокого уровня.

— Что вы имеете в виду под «обслуживанием высокого уровня»?

— То, что соответствует подходу мировых лидеров. Например, у компании Microsoft есть Premier Support — особый сервис технической поддержки. Это не только инцидентная поддержка по принципу «сломалось — починим», но и проактивное обслуживание крупнейших систем. Если провести аналогию с автомобилями, то это не только замена детали в ближайшем сервисе, а еще и тюнинг и качественное улучшение систем в специализированном сервисном центре.

— Способны ли российские игроки предложить обслуживание такого рода?

— Это зависит от компании. Например, в Softline есть комплекс услуг под названием «Премьер сервисы Softline». Он функционирует в той же логике, что Premier Support от Microsoft. В основе «Премьер сервисов Softline» лежит специальное программное обеспечение, которое использует машинное обучение, искусственный интеллект и заранее написанный код. ПО анализирует работу всей системы за определенный период времени.

Это работает как МРТ человеческого тела: программа находит проблемные зоны, полностью исключая человеческий фактор. Затем наши инженеры изучают полученный результат, интерпретируют его для заказчика и расписывают пошаговую инструкцию по устранению найденных проблем. Благодаря этому решение работает быстрее и безопаснее, а отказоустойчивость повышается.

В комплекс также входят сервисы по миграции, обучению персонала компаний и ИТ-специалистов, а также по общей поддержке систем на технологиях ключевых российских производителей ПО. Все эти сервисы позволяют бизнесу совершить более безопасный и прогнозируемый переход на российские технологии. Чтобы крупные заказчики, которые не могут выключить свои серверные мощности ни на секунду без миллионных убытков, жили спокойно и не волновались насчет своей инфраструктуры на российском ПО.

— Как давно появилась такая услуга?

— Мы запустили «Премьер сервисы Softline» четыре года назад. С лета 2022 года многие клиенты испытывали особенно большую потребность в таком решении, мы постарались помочь всем.

В добавление к этой услуге в течение прошлого года мы разработали концепцию Softline Enterprise Agreement, или «Цифровое рабочее место от Softline», где также вдохновлялись подходом Microsoft. Первостепенная задача этого проекта — сделать переход на российские технологии максимально комфортным. Цель номер два — сделать удобным и привычным само использование новых программных продуктов.

В рамках Softline Enterprise Agreement мы сокращаем разрыв в клиентском опыте наших заказчиков. Серьезная проблема импортозамещения состоит в том, что вместо нескольких крупных поставщиков, предлагающих разноплановые решения для множества ситуаций, заказчикам теперь приходится работать с большим количеством нишевых производителей из России. У каждого из таких производителей свои технологии, правила закупки и лицензирования, особенности в интеграции с другими системами.

Softline, используя 30-летнюю экспертизу, может помочь заказчикам «сшить» этот опыт. Сделать так, чтобы клиент получил все, что ему нужно, в одном месте — в рамках единого контракта и единой схемы лицензирования. Чтобы у заказчика был доступ ко всем ключам, дистрибутивам и продуктам в едином личном кабинете, где можно получить бесшовную поддержку по всем используемым решениям. Концепция Softline Enterprise Agreement позволяет закрывать сложные моменты на стыках технологий.

— Появление Softline Enterprise Agreement продиктовано собственной инициативой компании или запросом заказчиков?

— Идея возникла внутри компании и после тестов показала приятную статистику: 100% заказчиков заинтересованы в том, чтобы подключиться к этой программе. Разница только в глубине участия: одни хотят получить доступ к сервису сразу после его реализации, другие стремятся стать частью разработки — тестировать на себе все наши гипотезы и проводить первые внедрения.

3 типа российских ИТ-продуктов

  • Продукты с минимальным порогом сложности внедрения: видео-конференц-связь, облачные сервисы, пользовательские приложения — почтовые системы и мессенджеры
  • Ключевые игроки: «Яндекс», VK, Trueconf, CommuniGate Systems, «Новые облачные технологии»
  • Мнение Softline: в этом сегменте уровень российских разработчиков наиболее зрелый, на рынке много проверенных решений, которые бизнес легко покупает
  • Спрос со стороны бизнеса и госструктур: высокий
  • Продукты со средней сложностью внедрения: операционные системы
  • Ключевые игроки: группа компаний «Астра», «Базальт СПО», «Редсофт»
  • Мнение Softline: у российских операционных систем есть сложности с совместимостью с аппаратным комплексом, но разработчики быстро развивают свои продукты
  • Спрос со стороны бизнеса и госструктур: с тенденцией к понижению
  • Продукты с максимальным уровнем сложности внедрения: платформы базы данных, ERP- и CRM-системы
  • Ключевые игроки: Directum, «Мегаплан», «Террасофт», Postgres Professional, Gelarm, «Релэкс»
  • Мнение Softline: продвинутые специализированные системы, которые используются в банковской, нефтяной, телекоммуникационной и других сферах. Они требуют серьезной кастомизации и объемной работы по синхронизации с другими процессами заказчика. Это самая сложная зона, где нужен проектный подход, большие трудозатраты и особая экспертиза
  • Спрос со стороны бизнеса и госструктур: средний

По данным Softline

— Какие еще «боли» российского бизнеса в сфере информационных технологий вы замечаете?

— Пожалуй, наиболее заметная сложность импортозамещения — вовлечь людей в использование российских продуктов. Почти все поначалу пытаются работать по старинке и пользуются знакомыми иностранными решениями. Чтобы стимулировать импортозамещение, необходимо обучать людей, помогать адаптироваться к новым решениям.

Российские разработчики эту идею разделяют и активно нас поддерживают. Они готовы внедрять гибкие схемы лицензирования, предлагающие и покупку, и рассрочку, и аренду. Готовы наполнять продукт ценностью для заказчика за счет обучения, поддержки, помощи с внедрением и пилотированием решений. И открыты к тому, чтобы учитывать особенности поставки с точки зрения ценообразования. Например, предоставлять скидки для академического сектора, чтобы вовлекать в свою экосистему начинающих специалистов, у которых после выпуска из университета сразу будет опыт работы с российским ПО.

Не менее важно, что российские компании готовы дорабатывать свои решения под запросы заказчиков. Такие запросы можно назвать движущей силой, которая помогает развивать российские ИТ-продукты.

Мы со своей стороны постарались создать методологию, которая позволяет поставщикам предоставлять ПО в том виде, к которому клиент привык за время работы с иностранными продуктами. Мы видим огромный запрос от клиентов: они устали разбираться в громадном ассортименте на рынке отечественных решений. Все хотят, чтобы было как раньше: купил, поставил, забыл.

— Это достижимо?

— Конечно. Мы в Softline верим в будущее российских ИТ-технологий. Уже сейчас мы наблюдаем, как улучшается их качество. Уверен, что недалек тот день, когда мы выйдем на серьезный мировой уровень.

В течение ближайших двух или трех лет российские программные продукты станут более зрелыми и будут больше соответствовать требованиям заказчиков и рынка. Это произойдет в том числе в результате больших финансовых вложений со стороны крупных заказчиков.

Мы также ожидаем, что через два-три года продукты станут настолько сильными, что смогут составить серьезную конкуренцию иностранным аналогам на свободном рынке. При этом партнеры, и Softline в том числе, серьезно разовьются в области поддержки этих продуктов, внедрения и сопутствующих сервисов.

Читайте также:

Статья
Как происходит трансформация и развитие бизнеса в новых условиях
Интервью генерального директора Softline Владимира Лаврова
Статья
Как развивается бизнес Softline в новых условиях рынка
Интервью директора по маркетингу Softline Елены Шедовой
Статья
Как развивать команду в новых экономических условиях
Интервью директора по персоналу Softline Натальи Лиходиевской
Статья
«Частные облака — ключевой тренд ближайшего будущего»
Интервью руководителя облачного бизнеса Softline Дмитрия Исаева
Статья
Как бизнес-приложения изменяют работу компаний
Интервью генерального директора SL Soft Тагира Яппарова
Статья
Почему повышается спрос на ИТ-услуги, в чем их специфика и точки роста
Интервью директора по сервисам в России ГК Softline Олега Тремзина
Статья
Безопасность, утечки и переход на российское ПО: что сейчас движет ИТ-отрасль вперед
Интервью руководителя управления информационной безопасности компании Softline Дмитрия Васильева
Статья
Финишировать первыми: опыт успешного выхода на биржу российской ИТ-компании
Интервью финансового директора ГК Softline Артем Тараканов
Статья
Как меняется спрос на внешнюю разработку и тестирование готовых продуктов
Интервью директора по заказной разработке компании «Девелоника» (ГК Softline) Виктор Алгазин