Интервью
Совместный проектsoftline
К главной

Как российский бизнес справляется с уходом зарубежных ИТ-компаний

Удалось ли российским компаниям импортозаместиться в сфере ИТ, какие сервисы способны решить насущные проблемы бизнеса и какое будущее ждет российский рынок информационных технологий

За последний год российский ИТ-рынок пережил перезапуск и развернулся в сторону местных производителей. При этом в бизнесе осталось немало предубеждений по поводу самой возможности импортозамещения в этой сфере. Вице-президент компании Softline Андрей Благоразумов рассказал, как бизнес реагирует на уход зарубежных ИТ-поставщиков и в чем особенности российского программного обеспечения, которое приходит на смену иностранному.

Андрей Благоразумов
Андрей Благоразумов
Вице-президент компании Softline
— Есть ли в России компании с максимальной интеграцией отечественных продуктов и сервисов или полное импортозамещение в сфере ИТ — это миф?

— Зависит от того, о каких именно компаниях и структурах идет речь. Потребителей ИТ-услуг можно разделить на три группы. Первая — госорганы, у них импортозамещение началось еще в 2014 году. На сегодняшний день в этой группе процент российских решений особенно велик, мы оцениваем его в 50% и более. Свою ценность как ИТ-компания для таких клиентов мы видим в том, чтобы встроиться в текущий процесс импортозамещения и обогатить опыт государственных заказчиков за счет нашей технологической и бизнес-экспертизы.

Вторая группа — крупные госкорпорации и объекты критической инфраструктуры. У них есть собственные инженерно-технические отделы, позволяющие тестировать новые решения. Здесь давно думают об импортозамещении, но внедрять они готовы только те решения, которые успешно опробовали в рамках пилотных проектов, во многом поэтому доля российских программных продуктов у них составляет 20–30%. До прошлого года многие госкорпорации продолжали закупать иностранные решения. Сейчас перед ними стоит задача полностью перейти на российское ПО в ближайшие годы. Такие компании с государственным участием можно назвать ключевым драйвером импортозамещения в сфере ИТ на сегодняшний день.

Третья группа — частный бизнес. Крупные компании, задействованные в критической инфраструктуре, активно движутся к замене иностранных решений на отечественные. В среднем и малом бизнесе (СМБ) этого практически не происходит, там люди пользуются тем, к чему привыкли.

— В чем сложность перехода на российские ИТ-решения?

— Есть несколько факторов, которые удерживают заказчиков от массового перехода на российские ИТ-решения. В первую очередь это опасения насчет совместимости. У западных вендоров долгая история развития и большой опыт взаимодействия друг с другом, поэтому большинство иностранных программных и аппаратных продуктов легко совместимы. У российских вендоров был другой уровень взаимодействия, их продукты не всегда можно объединить в работоспособный стек.

Еще один фактор, о котором говорят наши клиенты, — нехватка сервисных компетенций и зрелых инструментов для миграции на российские решения. Это особенно важно для крупных коммерческих организаций. Мы работаем с такими клиентами почти 30 лет и знаем, что одна из основных их потребностей — гарантированная работоспособность инфраструктуры. Заказчики хотят быть уверены, что переход на новые решения точно будет результативным. Им нужна надежная поддержка, включая работу с «серыми зонами» — местами пересечения функционала разных малоизвестных продуктов.

Третья сложность в том, что на российском рынке нет комплексных средств для централизованного управления лицензиями и контрактами, для аудита программных активов и инструментов управления конфигурациями. ПО и услуги, которые ранее предоставляли несколько крупных провайдеров, сейчас приходится искать у множества партнеров. В процессе заключается много договоров, что увеличивает нагрузку на персонал, который должен администрировать эти активы.

Своим заказчикам мы в первую очередь помогаем с выбором работоспособных и совместимых решений, которые полноценно заменят продукты ушедших вендоров. Наши компетенции позволяют клиентам осуществить переход на российское ПО, сохранив при этом высокую надежность инфраструктуры, а также получить привычное обслуживание высокого уровня.

— Что вы имеете в виду под «обслуживанием высокого уровня»?

— То, что соответствует подходу мировых лидеров. Например, у компании Microsoft есть Premier Support — особый сервис технической поддержки. Это не только инцидентная поддержка по принципу «сломалось — починим», но и проактивное обслуживание крупнейших систем. Если провести аналогию с автомобилями, то это не только замена детали в ближайшем сервисе, а еще и тюнинг и качественное улучшение систем в специализированном сервисном центре.

— Способны ли российские игроки предложить обслуживание такого рода?

— Это зависит от компании. Например, в Softline есть комплекс услуг под названием «Премьер сервисы Softline». Он функционирует в той же логике, что Premier Support от Microsoft. В основе «Премьер сервисов Softline» лежит специальное программное обеспечение, которое использует машинное обучение, искусственный интеллект и заранее написанный код. ПО анализирует работу всей системы за определенный период времени.

Это работает как МРТ человеческого тела: программа находит проблемные зоны, полностью исключая человеческий фактор. Затем наши инженеры изучают полученный результат, интерпретируют его для заказчика и расписывают пошаговую инструкцию по устранению найденных проблем. Благодаря этому решение работает быстрее и безопаснее, а отказоустойчивость повышается.

В комплекс также входят сервисы по миграции, обучению персонала компаний и ИТ-специалистов, а также по общей поддержке систем на технологиях ключевых российских производителей ПО. Все эти сервисы позволяют бизнесу совершить более безопасный и прогнозируемый переход на российские технологии. Чтобы крупные заказчики, которые не могут выключить свои серверные мощности ни на секунду без миллионных убытков, жили спокойно и не волновались насчет своей инфраструктуры на российском ПО.

— Как давно появилась такая услуга?

— Мы запустили «Премьер сервисы Softline» четыре года назад. С лета 2022 года многие клиенты испытывали особенно большую потребность в таком решении, мы постарались помочь всем.

В добавление к этой услуге в течение прошлого года мы разработали концепцию Softline Enterprise Agreement, или «Цифровое рабочее место от Softline», где также вдохновлялись подходом Microsoft. Первостепенная задача этого проекта — сделать переход на российские технологии максимально комфортным. Цель номер два — сделать удобным и привычным само использование новых программных продуктов.

В рамках Softline Enterprise Agreement мы сокращаем разрыв в клиентском опыте наших заказчиков. Серьезная проблема импортозамещения состоит в том, что вместо нескольких крупных поставщиков, предлагающих разноплановые решения для множества ситуаций, заказчикам теперь приходится работать с большим количеством нишевых производителей из России. У каждого из таких производителей свои технологии, правила закупки и лицензирования, особенности в интеграции с другими системами.

Softline, используя 30-летнюю экспертизу, может помочь заказчикам «сшить» этот опыт. Сделать так, чтобы клиент получил все, что ему нужно, в одном месте — в рамках единого контракта и единой схемы лицензирования. Чтобы у заказчика был доступ ко всем ключам, дистрибутивам и продуктам в едином личном кабинете, где можно получить бесшовную поддержку по всем используемым решениям. Концепция Softline Enterprise Agreement позволяет закрывать сложные моменты на стыках технологий.

— Появление Softline Enterprise Agreement продиктовано собственной инициативой компании или запросом заказчиков?

— Идея возникла внутри компании и после тестов показала приятную статистику: 100% заказчиков заинтересованы в том, чтобы подключиться к этой программе. Разница только в глубине участия: одни хотят получить доступ к сервису сразу после его реализации, другие стремятся стать частью разработки — тестировать на себе все наши гипотезы и проводить первые внедрения.

3 типа российских ИТ-продуктов

  • Продукты с минимальным порогом сложности внедрения: видео-конференц-связь, облачные сервисы, пользовательские приложения — почтовые системы и мессенджеры
  • Ключевые игроки: «Яндекс», VK, Trueconf, CommuniGate Systems, «Новые облачные технологии»
  • Мнение Softline: в этом сегменте уровень российских разработчиков наиболее зрелый, на рынке много проверенных решений, которые бизнес легко покупает
  • Спрос со стороны бизнеса и госструктур: высокий
  • Продукты со средней сложностью внедрения: операционные системы
  • Ключевые игроки: группа компаний «Астра», «Базальт СПО», «Редсофт»
  • Мнение Softline: у российских операционных систем есть сложности с совместимостью с аппаратным комплексом, но разработчики быстро развивают свои продукты
  • Спрос со стороны бизнеса и госструктур: с тенденцией к понижению
  • Продукты с максимальным уровнем сложности внедрения: платформы базы данных, ERP- и CRM-системы
  • Ключевые игроки: Directum, «Мегаплан», «Террасофт», Postgres Professional, Gelarm, «Релэкс»
  • Мнение Softline: продвинутые специализированные системы, которые используются в банковской, нефтяной, телекоммуникационной и других сферах. Они требуют серьезной кастомизации и объемной работы по синхронизации с другими процессами заказчика. Это самая сложная зона, где нужен проектный подход, большие трудозатраты и особая экспертиза
  • Спрос со стороны бизнеса и госструктур: средний

По данным Softline

— Какие еще «боли» российского бизнеса в сфере информационных технологий вы замечаете?

— Пожалуй, наиболее заметная сложность импортозамещения — вовлечь людей в использование российских продуктов. Почти все поначалу пытаются работать по старинке и пользуются знакомыми иностранными решениями. Чтобы стимулировать импортозамещение, необходимо обучать людей, помогать адаптироваться к новым решениям.

Российские разработчики эту идею разделяют и активно нас поддерживают. Они готовы внедрять гибкие схемы лицензирования, предлагающие и покупку, и рассрочку, и аренду. Готовы наполнять продукт ценностью для заказчика за счет обучения, поддержки, помощи с внедрением и пилотированием решений. И открыты к тому, чтобы учитывать особенности поставки с точки зрения ценообразования. Например, предоставлять скидки для академического сектора, чтобы вовлекать в свою экосистему начинающих специалистов, у которых после выпуска из университета сразу будет опыт работы с российским ПО.

Не менее важно, что российские компании готовы дорабатывать свои решения под запросы заказчиков. Такие запросы можно назвать движущей силой, которая помогает развивать российские ИТ-продукты.

Мы со своей стороны постарались создать методологию, которая позволяет поставщикам предоставлять ПО в том виде, к которому клиент привык за время работы с иностранными продуктами. Мы видим огромный запрос от клиентов: они устали разбираться в громадном ассортименте на рынке отечественных решений. Все хотят, чтобы было как раньше: купил, поставил, забыл.

— Это достижимо?

— Конечно. Мы в Softline верим в будущее российских ИТ-технологий. Уже сейчас мы наблюдаем, как улучшается их качество. Уверен, что недалек тот день, когда мы выйдем на серьезный мировой уровень.

В течение ближайших двух или трех лет российские программные продукты станут более зрелыми и будут больше соответствовать требованиям заказчиков и рынка. Это произойдет в том числе в результате больших финансовых вложений со стороны крупных заказчиков.

Мы также ожидаем, что через два-три года продукты станут настолько сильными, что смогут составить серьезную конкуренцию иностранным аналогам на свободном рынке. При этом партнеры, и Softline в том числе, серьезно разовьются в области поддержки этих продуктов, внедрения и сопутствующих сервисов.

Читайте также:

Статья
Как происходит трансформация и развитие бизнеса в новых условиях
Интервью генерального директора Softline Владимира Лаврова
Статья
Как развивается бизнес Softline в новых условиях рынка
Интервью директора по маркетингу Softline Елены Шедовой
Статья
Как развивать команду в новых экономических условиях
Интервью директора по персоналу Softline Натальи Лиходиевской
Статья
«Частные облака — ключевой тренд ближайшего будущего»
Интервью руководителя облачного бизнеса Softline Дмитрия Исаева
Статья
Как бизнес-приложения изменяют работу компаний
Интервью генерального директора SL Soft Тагира Яппарова
Статья
Почему повышается спрос на ИТ-услуги, в чем их специфика и точки роста
Интервью директора по сервисам в России ГК Softline Олега Тремзина
Статья
Безопасность, утечки и переход на российское ПО: что сейчас движет ИТ-отрасль вперед
Интервью руководителя управления информационной безопасности компании Softline Дмитрия Васильева
Статья
Финишировать первыми: опыт успешного выхода на биржу российской ИТ-компании
Интервью финансового директора ГК Softline Артема Тараканова
Статья
Как меняется спрос на внешнюю разработку и тестирование готовых продуктов
Интервью директора по заказной разработке компании «Девелоника» (ГК Softline) Виктор Алгазин
Статья
Как инновации ускоряют развитие компании
Интервью директора по инновационным проектам Softline Светланы Ильичевой
Статья
Как стартап стал ИТ-вендором
Интервью исполнительного директора «Инферит» Юлии Курышевой