Интервью
Совместный проектsoftline
К главной

«Мы поддерживаем запрос сотрудников на обучение и саморазвитие»

Как развивать команду в новых экономических условиях, рассказала директор по персоналу ГК Softline Наталья Лиходиевская.
Наталья Лиходиевская
Наталья Лиходиевская
Директор по персоналу Softline
— Как на фоне изменения внешних условий трансформировались подходы к построению и развитию команды Softline?

— Любые процессы в компании в целом и в отдельных командах так или иначе взаимосвязаны с экономико-политическими изменениями в мире. Большое количество вендоров — партнеров Softline ушли из России, на их место приходят новые игроки. Многие наши новые партнеры продолжают формировать представление о российском рынке, понимание, как на нем работать. Изменился технологический ландшафт, перестроились логистические цепочки. Изменился и спрос. Раньше он был, что называется, «холодным» и в основном формировался за счет серьезной маркетинговой активности зарубежных вендоров. Российские игроки пока только учатся работать с несформированным спросом. Заказчики часто оказываются в замешательстве: какие шаги по развитию своей инфраструктуры предпринимать, какие продукты на что заменять, где узнать об опыте их использования, как получить референсы.

На этом фоне, конечно, мы существенно изменили подходы к организации работы команд, развитию персонала, обучению работе с вендорами и клиентами. В прошлом году, например, мы запустили проект по топ-50 вендоров — наших ключевых партнеров, которые формируют основу нашей платформы.

Многие решения, которые мы сейчас предлагаем, требуют пилотных внедрений, предварительного тестирования и дополнительной разработки. Это требует другого уровня экспертизы линейных сотрудников и понимания ими, как работают процессы. На этом и построена теперь структура обучения в компании.

Также мы пересмотрели формат внутренних «горячих линий». Такой формат взаимодействия появился у нас во время пандемии, в период удаленной разрозненной работы команд. Каждую неделю мы делились новостями, обсуждали актуальные тренды. Мы сохранили этот канал коммуникации и сейчас включили в повестку выступлений руководителей верхнего звена, в том числе представителей наших партнеров-вендоров.

— Как меняется численность персонала в компании?

— Softline активно участвует в сделках слияния и поглощения. Только в прошлом году, например, было проведено семь сделок M&A. Соответственно, численность персонала группы компаний увеличилась на 2 тыс. человек. Выросло число специалистов, связанных с разработкой, развитием продуктов, продажами и другими направлениями. Всего в группе компаний Softline сегодня работают более 5300 человек.

— Какие направления требуют особого внимания с точки зрения привлечения и удержания сотрудников?

— Рынок сейчас очень нестабилен, особенно высокая конкуренция за специалистов по продажам, разработчиков, архитекторов, инженеров. Это ключевые позиции в нашей компании. Поэтому основной фокус как раз на удержании таких сотрудников и привлечении их в компанию.

В Softline мы уделяем особое внимание созданию комфортной и увлекательной рабочей среды: стремимся предоставить сотрудникам пространство, где каждый человек развивается, ощущает поддержку и понимает свою значимость.

В рамках проекта «Softline — лучший ИТ-работодатель», в частности, мы усиленно развиваем бренд работодателя и уделяем много внимания информированию сотрудников о том, что происходит внутри компании, которой в этом году исполняется 30 лет.

— Каковы карьерные возможности внутри компании?

— От момента, когда специалист узнает о возможности трудоустройства в Softline, он проходит в компании 11 стадий — от онбординга, вовлечения и развития до офбординга. HR-служба вовлечена во взаимодействие с сотрудником на каждом из этих этапов. Мы сопровождаем каждого человека в компании, обязательно поощряем, составляем индивидуальные планы развития и помогаем не просто влиться в компанию, но и найти возможности для карьерного роста. На нашей платформе «Карьерные пути» каждый может увидеть, что именно ему необходимо сделать для продвижения по карьерной лестнице.

У нас есть проект «Менторинг»: обучаем лидеров в своей области по специальным программам, после чего они выступают менторами, помощниками других сотрудников в выстраивании карьерной траектории. Сегодня в компании работают 150 менторов.

В целом ежегодная оценка сотрудников позволяет выделять наиболее достойных, соответствующих требованиям, заинтересованных в продвижении и зачислять их в кадровый резерв. Сегодня в программу его развития входят 160 человек. 40% из них получили продвижение в прошедшем году.

Для представителей кадрового резерва компании предусмотрено обучение в рамках программы «Мини-MBA Softline». Здесь руководители топ-уровня делятся собственной экспертизой. Теоретическая часть проходит в формате лекций и семинаров, в рамках практической части сотрудники в командах или индивидуально решают разные задачи и кейсы. По результатам этого проекта мы планируем выбрать 10 лучших, достойных продвижения сотрудников.

В последние несколько лет мы также реализуем программу ротации. Суть ее в том, что любой сотрудник может подать заявку на портале на ротацию в любой департамент. Он может провести в выбранном департаменте до одной недели, поработать с руководителем, изучить некоторые тонкости взаимодействия с соседними подразделениями. После прохождения программы ротации кандидат пишет краткий отчет, в том числе с возможными рекомендациями по улучшению процессов. Присоединиться к программе можно в любой момент, и она очень популярна. Так, за 2022 год в программе ротации приняли участие более 150 человек.

— Как вы следите за внешним стрессом людей, какое влияние он оказывает и что помогает его нейтрализовать?

— В рамках измерения уровня вовлеченности сотрудников (eNPS), которое мы регулярно проводим на протяжении последних семи лет, с 2020 года, с начала пандемии, мы наблюдали рост уровня тревожности сотрудников. Это позволило оперативно отреагировать на ситуацию и запустить проект Wellbeing, который действует до сих пор. В него включены важные блоки, связанные с самочувствием, настроением сотрудников, их отношением к существующей ситуации. С персоналом работают психологи, которые проводят вебинары, отвечают на вопросы, проводят личное консультирование.

Серьезное внимание в проекте Wellbeing уделено ментальному и физическому здоровью сотрудников: проводим онлайн-занятия йогой, в офисе периодически угощаем сотрудников фруктами.

Кроме того, в проекте предусмотрено обучение управлению финансами, где мы информируем о доступных инструментах пополнения сбережений. В рамках проекта проводятся также юридические консультации.

Нужно отметить, что в этом году показатель eNPS достиг 89%, это на 2–3% выше среднего по ИТ-компаниям на российском рынке. Наша задача — поддерживать и повышать уровень вовлеченности. Для этого внутри каждого департамента, управления, подразделения мы обязательно обсуждаем результаты измерений вовлеченности и разрабатываем необходимые стимулирующие программы на текущий год.

— Какие внутрикорпоративные программы вы сейчас развиваете?

— В сентябре прошлого года мы запустили проект «Среда лидера», который курируют HRBP и лидеры корпоративного университета. Встречи проходят по средам, участвуют в них те сотрудники, у которых есть подчиненные — это обязательное требование. По отзывам сотрудников, проект уже заметно повлиял на повышение эффективности команд.

В Softline есть внутренний корпоративный университет, где могут обучаться все сотрудники группы компаний, включая тех, кто присоединился к команде по итогам M&A. Мы видим высокий запрос на обучение, поэтому регулярно разрабатываем и проводим большое количество различных тренингов и мероприятий для саморазвития.

Корпоративный университет также трансформируется под запросы команды. Мы разрабатываем разные форматы обучения для сотрудников: очные, семинары и вебинары, e-learning. В рамках последнего только за прошлый год было разработано 80 тренингов.

— Какие внешние проекты вы планируете реализовать в 2023 году?

— Мы все более активно сотрудничаем сейчас с вузами и расширяем это взаимодействие, причем по всей стране. В 2022 году провели 25 мероприятий с 20 вузами из Москвы и других городов-миллионников. Среди наших партнеров — МИФИ, МФТИ, ГУУ и другие учебные заведения. Мероприятия проходят в основном очно, но есть и онлайн-форматы. В прошлом году в них приняли участие более 1 тыс. студентов.

Для учащихся вузов, а также старшеклассников мы проводим экскурсии — показываем работу компании, что называется, изнутри, какие в ней есть подразделения, приглашаем пообщаться экспертов из разных департаментов. Благодаря этой программе нам удается привлекать молодых и креативных специалистов.

У нас существует стажерская программа для кандидатов без опыта работы. На протяжении 3–6 месяцев стажировки мы выплачиваем им стипендию, лучших по итогам сдачи стажерских экзаменов приглашаем на работу. В прошлом году у нас было 26 стажеров, из которых 18 теперь работают в компании. В этом году рассчитываем привлечь до 40 стажеров.

Таким образом, мы практически полностью охватываем все каналы привлечения специалистов и используем возможности развития внутренней команды.

Читайте также:

Статья
Как происходит трансформация и развитие бизнеса в новых условиях
Интервью генерального директора Softline Владимира Лаврова
Статья
Как развивается бизнес Softline в новых условиях рынка
Интервью директора по маркетингу Softline Елены Шедовой
Статья
Как бизнес реагирует на уход зарубежных ИТ-поставщиков
Интервью вице-президента Softline Андрея Благоразумова
Статья
«Частные облака — ключевой тренд ближайшего будущего»
Интервью руководителя облачного бизнеса Softline Дмитрия Исаева
Статья
Как бизнес-приложения изменяют работу компаний
Интервью генерального директора SL Soft Тагира Яппарова
Статья
Почему повышается спрос на ИТ-услуги, в чем их специфика и точки роста
Интервью директора по сервисам в России ГК Softline Олега Тремзина
Статья
Безопасность, утечки и переход на российское ПО: что сейчас движет ИТ-отрасль вперед
Интервью руководителя управления информационной безопасности компании Softline Дмитрия Васильева
Статья
Финишировать первыми: опыт успешного выхода на биржу российской ИТ-компании
Интервью финансового директора ГК Softline Артема Тараканова
Статья
Как меняется спрос на внешнюю разработку и тестирование готовых продуктов
Интервью директора по заказной разработке компании «Девелоника» (ГК Softline) Виктор Алгазин
Статья
Как инновации ускоряют развитие компании
Интервью директора по инновационным проектам Softline Светланы Ильичевой
Статья
Как стартап стал ИТ-вендором
Интервью исполнительного директора «Инферит» Юлии Курышевой