Интервью
Совместный проектsoftline
К главной

«Частные облака — ключевой тренд ближайшего будущего»

О драйверах спроса на облачные услуги и перспективах развития российских сервисов рассказал руководитель облачного бизнеса Softline Дмитрий Исаев
Дмитрий Исаев
Дмитрий Исаев
Руководитель облачного бизнеса Softline
— Как вы оцениваете динамику спроса на облачные услуги в России?

— 2022 год стал для облачного рынка годом роста — динамика в среднем по рынку составила 40%. Основные драйверы — миграция компаний из зарубежных облаков в отечественные, а также обозначившийся дефицит «железа» и тренд импортозамещения.

Параллельно из облаков российских провайдеров уходили западные компании, приостановившие работу в России. А их доля у отечественных провайдеров была заметной в силу высокой цифровой зрелости бизнеса. В этом году такие компании запустили процедуру «выкупа» своего российского бизнеса локальным менеджментом либо другими игроками. Новые владельцы, поддерживая ранее сформированную инфраструктуру, продолжают использовать те же решения и ведут диалог о возврате потребления услуг российских облачных сервисов до уровня начала 2022 года.

По нашим ожиданиям, на фоне обозначенных трендов в 2023 году облачный рынок в России вновь вырастет на 30–40%.

— Повышается ли доверие к облакам со стороны корпоративных служб информационной безопасности?

— Я бы сказал, что повысилось и доверие, и компетенции в области облачных технологий. Сегодня представители служб ИБ на стороне заказчиков достаточно комфортно и профессионально разговаривают на «облачном» языке. Для нас это, с одной стороны, плюс — теперь мы можем детальнее и напрямую обсуждать с ними технические или иные аспекты переноса данных. С другой стороны, это дополнительный вызов — когда заказчики не хотят согласовывать предлагаемый подход, настаивают на своем решении. Но это же и позволяет нам двигаться дальше, лучше понимая интересы и включая вырабатываемые решения в практику.

— Как заказчику сохранить доступ к своим данным во внешнем облаке?

— Самый простой сценарий — это резервный ЦОД и мультиоблачный подход. Ведь ни один провайдер не может быть одновременно самым недорогим, качественным, надежным, производительным, функциональным.

С точки зрения клиента, разные типы нагрузок нужно хранить в разных облаках. За счет этого достигается отказоустойчивость. Непрерывность бизнеса и данных поддерживается за счет сервиса аварийного восстановления (Disaster Recovery), когда с помощью специализированного ПО данные заказчика копируются по расписанию либо в режиме реального времени на удаленную площадку — к облачному провайдеру. Если провайдер отключит инфраструктуру, то данные все равно останутся у заказчика либо «зарезервируются» у другого облачного провайдера.

Критичные бизнес-данные заказчик может хранить у себя в частном облаке, защищенном собственным периметром информационной безопасности. Данные, которые требуют серьезного подхода (например, обработка большого их массива — big data), лучше хранить у специализированного облачного провайдера. А те нагрузки, которым требуется гарантированный доступ к зарубежным ресурсам, например для ведения внешнеэкономической деятельности, следует размещать на площадках за пределами РФ.

— В чем вы видите специфику облачных проектов сегодня и для каких групп заказчиков?

— В первую очередь сегодня популярны запросы по частным облакам. Компании переживают о сохранности своих данных, особенно на фоне информации в СМИ о регулярных утечках персональных данных компаний. Такой информационный фон создает определенное давление на облачных провайдеров, а также на сотрудников служб ИБ заказчиков, которые становятся все более требовательными. Со своей стороны мы предлагаем услуги по построению частного облака на территории заказчика на базе высокопроизводительных серверов российского вендора «Инферит» (входит в группу компаний Softline).

К примеру, «Цифра банк», разместив IT-инфраструктуру на облачной платформе Softline «Мультиоблако», ускорил процесс устранения неполадок и в целом повысил эффективность работы сервисов. С учетом высоких требований по безопасности для этого заказчика был создан отдельный сегмент в облаке, позволяющий им соответствовать.

Также востребована техническая поддержка серверной инфраструктуры на территории клиента, так как и локальная, и облачная инфраструктуры составляют неразрывное целое. Ранее почти все серверное оборудование было западного производства. Теперь, когда многие поставщики ушли с российского рынка, заказчикам нужно понять, как обслуживать эти сервера дальше, как получать обновления или запчасти. Из практики: наиболее распространены поломки блоков питания, жестких дисков, вентиляторов, то есть всего, что имеет движущиеся части или находится под постоянным напряжением. Мы предоставляем подобные услуги в рамках технической поддержки и сопровождения инфраструктуры, имея за плечами более 10 лет опыта оказания соответствующих услуг и высокий уровень экспертизы.

— Сталкиваетесь ли вы с дефицитом оборудования? Достаточно ли мощностей, чтобы удовлетворить спрос?

— В конце 2021 — начале 2022 года мы провели большой апгрейд нашей облачной инфраструктуры: серверов, систем хранения данных (СХД), сетевой подсистемы. Успев серьезно увеличить мощности, весь прошлый год мы прошли достаточно комфортно.

Для дальнейшего расширения нашего публичного облака мы перешли на использование собственной линейки серверов «Инферит». Она была запущена в 2021 году, до начала дефицита, и мы успели протестировать это оборудование и адаптировать его для использования в публичном облаке. Требования у нас очень высокие: далеко не каждый сервер, который эффективно работает в корпоративной среде, может быть использован для инфраструктуры облачного провайдера. Тесты и выполнение необходимых доработок заняли примерно год. Сегодня сборка серверов по нашим заказам занимает до двух недель, то есть для нас это практически бесшовное расширение мощностей по запросу.

Системы хранения данных расширяются менее эластично. К текущему моменту на рынке появились достаточно неплохие, надежные решения российского производства, которые мы рассматриваем для использования в нашей облачной инфраструктуре, но в полной мере нашим требованиям пока не соответствует ни один российский производитель. В этой связи мы рассматриваем сейчас запуск линейки собственных высокопроизводительных СХД на базе платформы «Инферит Техника»* (подразделение вендора «Инферит» по производству компьютерной техники и серверного оборудования).

— Как развивается ваше облачное направление? На каких продуктах и услугах вы сегодня сфокусированы?

— Мы продолжаем расширять наши публичные облака, расположенные по всей территории России, в ближнем и дальнем зарубежье. И одновременно значительный приоритет для нас сейчас — это частные облака. В 2023–2024 годах мы делаем фокус на этом сегменте при расширении портфеля базовых инфраструктурных сервисов.

Второе направление, по которому ожидаем серьезный рост начиная с 2024 года, — мультиоблачные решения. Наш продукт «Инферит Клаудмастер»* входит в реестр российского программного обеспечения, позволяет заказчику работать одновременно с несколькими облачными провайдерами. Заказчик может взаимодействовать с ними бесшовно, через единый интерфейс управления. Для российского рынка мы разработали систему уникального мультиоблачного подхода с автоматизированной панелью управления.

Решение также обеспечивает бюджетирование — учет затрат — и дает рекомендации, как наиболее эффективно использовать доступные облачные ресурсы, у каких провайдеров создавать какие машины и пр. Это все более востребованная опция: заказчики интересуются не только функциональностью, производительностью и надежностью облачного провайдера, но и тем, как его решение позволяет оптимизировать их затраты на обслуживание и развитие своей IT-инфраструктуры.

— Какие продуктовые направления будут развиваться, по вашим ожиданиям, наиболее активно?

— В 2024 году развитие сегмента программного обеспечения как сервиса (SaaS), скорее всего, будет ускорять закон о критической информационной инфраструктуре (КИИ). В соответствии с требованиями регулятора с 1 января 2025 года вся критическая инфраструктура должна быть построена только на российских решениях. Включая весь софт, а это средства видеоконференцсвязи, почта, веб-сайты и другие решения, которые как раз начинают мигрировать с зарубежных на российские сервисы. Соответствующие бюджеты на SaaS будут заложены у заказчиков в конце 2023 года на 2024 год, а некоторые крупные заказчики уже до конца 2023 года планируют по крайней мере частично перевести свою инфраструктуру на российские решения.

Как мультиоблачная компания мы работаем по всем направлениям. Прежние партнерские решения — западные — заместили аналогичными российскими. У нас есть партнерства с ведущими местными облачными провайдерами: «Яндексом», VK, Cloud.ru. Также мы развиваем собственные сервисы SaaS, многие из которых уникальны. Для наших заказчиков они будут наилучшими по соотношению цены и функциональности.

Весь набор партнерских сервисов накрыт зонтиком «Инферит Клаудмастер» — для клиента это единый интерфейс (панель) управления, чтобы централизованно работать с разными продуктами.

— Каковы ваши ожидания по дальнейшему развитию рынка облаков? Какие тренды будут доминировать в ближайший год?

— Однозначным трендом остается информационная безопасность как процесс сопровождения миграции в облако, включая предоставление привычных инструментов корпоративным службам ИБ. К примеру, центр мониторинга информационной безопасности (Security Operations Center — SOC) позволяет заказчику понимать, какие события происходят в облачных средах, какие из них потенциально несут вредоносное воздействие и угрожают безопасности данных, и далее правильно на это реагировать. Это один из порядка десяти наших сервисов в области ИБ, доступных заказчикам.

Как мультиоблачный провайдер мы первыми в России запустили публичное облако на импортозамещенных решениях. Это позволяет предлагать инфраструктурные решения с максимальным на российском рынке уровнем киберзащищенности. Например, виртуальный офис — российский почтовый сервис Communigate*, облачное хранилище Softline Drive* или хранилище данных StaaS*.

Мультиоблачная платформа на базе облака Softline обеспечивает полное соответствие законодательству РФ о персональных данных (ФЗ-152) и может интегрироваться с любыми облаками. Мы предлагаем и публичное облако — виртуальные серверы в аренду, и приватный кластер — по сути готовую инфраструктуру.

Сегодня заказчикам, особенно крупным, интересна в первую очередь экосистема сервисов, которые интегрированы друг в друга. Мы можем обеспечить такую экосистемность за счет того, что по всем ключевым направлениям у нас есть большие команды специалистов. Это сотни инженеров, разработчиков, архитекторов, которые качественно и профессионально закрывают все вопросы.

В целом мы очень позитивно смотрим на те тенденции, что сейчас происходят на российском IT-рынке. Наша компания сумела быстро адаптироваться к изменившейся ситуации и в настоящий момент обладает наиболее широким портфелем мультиоблачных решений и высоким уровнем экспертизы. Это позволяет нам помогать нашим заказчикам не только успешно справляться с вызовами нового времени, но и двигаться дальше и развивать свою IT-инфраструктуру на базе надежных и функциональных решений как основу для их бизнеса.

Читайте также:

Статья
Как происходит трансформация и развитие бизнеса в новых условиях
Интервью генерального директора Softline Владимира Лаврова
Статья
Как развивается бизнес Softline в новых условиях рынка
Интервью директора по маркетингу Softline Елены Шедовой
Статья
Как бизнес реагирует на уход зарубежных ИТ-поставщиков
Интервью вице-президента Softline Андрея Благоразумова
Статья
Как развивать команду в новых экономических условиях
Интервью директора по персоналу Softline Натальи Лиходиевской
Статья
Как бизнес-приложения изменяют работу компаний
Интервью генерального директора SL Soft Тагира Яппарова
Статья
Почему повышается спрос на ИТ-услуги, в чем их специфика и точки роста
Интервью директора по сервисам в России ГК Softline Олега Тремзина
Статья
Безопасность, утечки и переход на российское ПО: что сейчас движет ИТ-отрасль вперед
Интервью руководителя управления информационной безопасности компании Softline Дмитрия Васильева
Статья
Финишировать первыми: опыт успешного выхода на биржу российской ИТ-компании
Интервью финансового директора ГК Softline Артема Тараканова
Статья
Как меняется спрос на внешнюю разработку и тестирование готовых продуктов
Интервью директора по заказной разработке компании «Девелоника» (ГК Softline) Виктор Алгазин
Статья
Как инновации ускоряют развитие компании
Интервью директора по инновационным проектам Softline Светланы Ильичевой
Статья
Как стартап стал ИТ-вендором
Интервью исполнительного директора «Инферит» Юлии Курышевой