Интервью
Совместный проектsoftline
К главной

IR-директор Softline — о реструктуризации бизнеса и акционерного капитала

Об опыте разделения бизнеса в непростых геополитических условиях и размещении акций российской компании на Московской бирже рассказала директор по связям с инвесторами Softline Александра Мельникова
Александра Мельникова
Александра Мельникова
Директор по связям с инвесторами Softline
— В сентябре этого года Softline в числе первых полностью завершила разделение бизнеса на российский и зарубежный. Зачем компания разделила бизнес?

— Мы поняли необходимость реструктуризации нашего международного бизнеса Softline Holding plc, когда в 2022 году сильно изменилась рыночная конъюнктура. Напомню, что многие компании с «иностранной пропиской», но основным бизнесом в России все еще разрабатывают варианты перерегистрации, разделения и другие способы снизить риски как для деятельности самой компании, так и для ее инвесторов.

В Softline пришли к выводу, что выделение российского бизнеса позволит оптимизировать стратегию роста обеих компаний, которые образуются после разделения, а также даст им возможность сфокусироваться на целевых рынках.

Практика работы российской Softline показала, что решение было верным: компания, став независимой от зарубежного бизнеса, успешно применила свою стратегию прибыльного роста и заняла выгодную позицию в растущих ИТ-сегментах на отечественном рынке.

— В чем заключается стратегия Softline в изменившихся рыночных условиях?

— Еще с 2020 года компания начала увеличивать в портфеле ИТ-решений долю продуктов собственного производства, которые являются более рентабельными и, соответственно, увеличивают прибыльность бизнеса. Кроме того, мы начали все больше ориентироваться на импортозамещающие продукты.

Рыночная конъюнктура, которая сложилась в России с 2022 года, позволила более эффективно реализовывать наши стратегические цели. Softline стала бенефициаром трансформации ИТ-рынка. Нам удалось выгодно воспользоваться вызовами, которые возникли перед всей экономикой России. Сейчас потенциал замещения иностранных ИТ-производителей, покинувших рынок, составляет 450 млрд рублей на горизонте до 2027 года.

— В какой момент вы поняли, что нужно выводить российский бизнес на IPO? Что подтолкнуло к этому?

— Присутствие на публичном рынке для нас — один из факторов, способствующих поддержанию всех инициатив компании, включая реализацию культуры сотрудника-совладельца, которую мы в Softline активно выстраиваем. Сейчас около 11% акций компании принадлежат примерно 300 ключевым сотрудникам, а в дальнейшем мы планируем вовлечь всю команду.

Выход на биржу был также необходим, чтобы обеспечить миноритариев Noventiq — бывшей зарубежной части бизнеса Softline Holding plc, которая делистинговалась с российских бирж, — ликвидным инструментом в России. Для этого наш мажоритарный акционер предложил держателям глобальных депозитарных расписок (ГДР) Noventiq, которые остались в России, обменять их на акции российской Softline (ПАО «Софтлайн»). Это и был завершающий этап нашей реструктуризации.

Кроме того, имея акции компании в качестве ликвидного инструмента, мы можем использовать более широкий спектр возможностей для финансирования развития бизнеса компании.

— На каких условиях проходил обмен ГДР иностранной компании на акции российской?

— К настоящему моменту завершился первый этап обмена: все желающие в нем участвовать держатели ГДР Noventiq в России получили по одной акции ПАО «Софтлайн». Из всех ГДР, которые обращались в российском периметре, были обменяны более 80%. Результаты первого этапа обмена подтвердили высокую заинтересованность инвесторов в российской части бизнеса.

Впереди еще два этапа, на каждом из которых участники обмена смогут получить по одной бонусной акции ПАО «Софтлайн» на каждую уже имеющуюся. Таким образом, в результате трех этапов обмена за одну ГДР Noventiq инвесторы могут получить до трех акций ПАО «Софтлайн».

— С какими сложностями столкнулась ваша компания на всех этапах проведения IPO?

— На этапе подготовки к размещению у некоторых банкиров и консультантов обеспокоенность вызвало ослабление рынка ценных бумаг по итогам 2022 года и в начале 2023 года, а также снижение интереса инвесторов к вложению средств в рисковые активы.

Однако размещение наших облигаций в мае 2023 года стало первым доказательством позитивной динамики рынка и большого интереса инвесторов к нашим инструментам. Например, в случае с облигациями спрос более чем в два раза превысил первоначальный объем предложения. Тогда мы поняли, что, когда компания представляет интерес для инвесторов, найдутся те, кто готов вложить в нее средства.

После открытия торгов мы увидели серьезный спрос на акции нашей компании, цена сразу же продемонстрировала положительную динамику. Объемы торгов в первые несколько дней были очень высокими, и спустя более месяца после старта торгов акции по-прежнему очень ликвидны и пользуются спросом.

— Как проходило roadshow — подготовка к выпуску ценных бумаг?

— В течение нескольких месяцев перед IPO мы регулярно встречались с аналитиками и инвесторами, подробно рассказывали о нашей бизнес-модели и отвечали на все возникающие вопросы. По итогам roadshow ряд аналитиков выпустили отчеты с оценками бизнеса компании. В итоге наши акции торгуются в границах диапазона этих оценок.

Важной задачей нашей маркетинговой кампании было информирование держателей ГДР Noventiq об обмене на акции ПАО «Софтлайн». На протяжении месяца, в течение которого длился первый этап обмена, мы встретились с ключевыми институциональными инвесторами с фокусом на владельцев ГДР, а также провели десять мероприятий, ориентированных на розничных инвесторов, в том числе вебинары на платформах брокеров, интервью с ведущими финансовыми блогерами, публикации в новых медиа и крупнейших бизнес-изданиях.

Учитывая инновационный формат сделки, мы уделили особое внимание общению с брокерами, чтобы объяснить им технические параметры обмена и стимулировать их к продвижению сделки среди своих клиентов — владельцев ГДР Noventiq.

Мы также активно работаем со СМИ и корпоративными социальными сетями, строим коммуникации на принципах открытости и доверия. Наши инвесторы очень ценят такой подход.

При этом нам удалось провести всю кампанию силами собственной команды без привлечения внешних агентств.

— Недавно компания объявила о размещении дополнительного выпуска ценных бумаг. С какой целью это было сделано?

— Еще до IPO мы зарегистрировали дополнительный выпуск акций ПАО «Софтлайн». Основной целью было заключение крупной сделки, которая в итоге не состоялась. Этот выпуск был заморожен.

Однако позднее было принято решение провести эмиссию этих бумаг в пользу нашей дочерней компании. Это размещение позволит нам обеспечить программу долгосрочной мотивации сотрудников, что, в свою очередь, синхронизирует их интересы с интересами других миноритариев. Кроме того, размещение поможет нам привлечь новых инвесторов, совершать выгодные сделки слияний и поглощений (mergers and acquisitions, M&A) и реализовывать другие перспективные проекты. Данный выпуск целиком и полностью будет финансировать рост и развитие бизнеса компании, в чем инвесторы смогут убедиться совсем скоро.

— В начале ноября компания опубликовала первый после размещения на бирже отчет по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Как вы оцениваете результаты третьего квартала?

— Результаты оправдали наши ожидания. Бизнес российской Softline в каждом новом отчетном периоде становится рентабельнее, и в третьем квартале мы вновь достигли исторического максимума по этому показателю, он составил 26%.

Рост прибыльности бизнеса стал возможным благодаря нашей новой стратегии, ориентированной на расширение продуктового портфеля и увеличение продаж собственных высокорентабельных решений. Последний отчет подтвердил, что нам удается опережающими темпами воплощать эту стратегию в жизнь. В обозначенном отчетном периоде более 60% валовой прибыли пришлось именно на решения собственного производства. Сама валовая прибыль выросла практически в четыре раза.

В целом мы идем по тому пути, который и обещали нашим инвесторам: достигаем стратегических целей, трансформируем бизнес-модель и создаем таким образом стоимость для наших акционеров. Отчет за третий квартал — яркое тому свидетельство.

Источник: данные ПАО «Софтлайн»
— Ставили ли вы цель привлечь капитал в компанию для реализации инвестиционных проектов или для снижения долговой нагрузки?

— В ходе размещения мы не привлекали дополнительный акционерный капитал в компанию, выбрав прямой листинг, не подразумевающий выпуск новых акций. Компания обладает всеми ресурсами, в том числе финансовыми, для реализации своей стратегии прибыльного роста.

Размещение на бирже позволило нам прежде всего стать более привлекательным работодателем для сотрудников, а также сохранить и поддержать права бывших держателей ГДР Noventiq, которые в результате получили торгуемый инструмент.

При этом мы создали фундамент на будущее в виде еще одного источника фондирования для нашего бизнеса, который может помочь обеспечить еще более стремительный рост его стоимости.

Читайте также:

Статья
Как происходит трансформация и развитие бизнеса в новых условиях
Интервью генерального директора Softline Владимира Лаврова
Статья
Как развивается бизнес Softline в новых условиях рынка
Интервью директора по маркетингу Softline Елены Шедовой
Статья
Как бизнес реагирует на уход зарубежных ИТ-поставщиков
Интервью вице-президента Softline Андрея Благоразумова
Статья
Как развивать команду в новых экономических условиях
Интервью директора по персоналу Softline Натальи Лиходиевской
Статья
«Частные облака — ключевой тренд ближайшего будущего»
Интервью руководителя облачного бизнеса Softline Дмитрия Исаева
Статья
Как бизнес-приложения изменяют работу компаний
Интервью генерального директора SL Soft Тагира Яппарова
Статья
Почему повышается спрос на ИТ-услуги, в чем их специфика и точки роста
Интервью директора по сервисам в России ГК Softline Олега Тремзина
Статья
Безопасность, утечки и переход на российское ПО: что сейчас движет ИТ-отрасль вперед
Интервью руководителя управления информационной безопасности компании Softline Дмитрия Васильева
Статья
Финишировать первыми: опыт успешного выхода на биржу российской ИТ-компании
Интервью финансового директора ГК Softline Артема Тараканова
Статья
Как меняется спрос на внешнюю разработку и тестирование готовых продуктов
Интервью директора по заказной разработке компании «Девелоника» (ГК Softline) Виктор Алгазин
Статья
Как инновации ускоряют развитие компании
Интервью директора по инновационным проектам Softline Светланы Ильичевой