Интервью
Совместный проектsoftline
К главной

Как меняется спрос на внешнюю разработку и тестирование готовых продуктов

О трансформации отрасли заказной разработки программного обеспечения рассказал директор по заказной разработке компании «Девелоника» (ГК Softline) Виктор Алгазин.
Виктор Алгазин
Виктор Алгазин
директор по заказной разработке компании «Девелоника» (ГК Softline)
— Какой стратегии придерживаются сегодня российские компании применительно к внедрению бизнес-приложений?

— Один из ведущих драйверов роста на рынке бизнес-приложений — это проекты, по замещению иностранных и внедрению независимых от импорта решений. Стимулирует спрос отсутствие у заказчиков поддержки со стороны вендоров, невозможность увеличить количество лицензий, отсутствие технической поддержки в случае возникновения проблем.

Основная доля запросов касается перехода с решений немецкой SAP на отечественное программное обеспечение для автоматизации бизнес-процессов предприятия — системы enterprise resource planning (ERP): 1С *, «Турбо ERP»* и др. Конечно, они не на все 100% могут повторить функционал ранее внедренных иностранных решений, которые устанавливали и настраивали долгие годы. Пробежать такую дистанцию за пару лет, очевидно, нереально, и в моменте перейти с одной платформы на другую — крайне непростая задача. Но российские решения сегодня уже гораздо более зрелые, чем два-три года назад.

На рынке освободился целый ряд ниш — от узкоспециализированного ПО для задач, например, проектирования, строительства, авиаперевозок до наиболее распространенных видов софта (офисное ПО, управленческие системы, инструменты BI и т. д.). Это дало зеленый свет отечественным игрокам для развития систем и расширения их функциональных возможностей.

Как строится взаимодействие с заказчиками на рынке услуг заказной разработки софта?

— В случае когда заказчики внедряют новые бизнес-приложения или информационные системы, у них все равно сохраняется определенное наследие в виде старых систем различных форматов и платформ, часто от нескольких производителей. Чтобы основная ERP-система могла функционировать должным образом, обеспечивая обмен данными, эти данные нужно подготовить и маршрутизировать. Нашим специалистам реализовывать подобное позволяют соответствующий опыт, компетенции и экспертиза.

Например, у компании «Девелоника» достаточно сильная экспертиза в части миграции информационных систем на open source (это программное обеспечение с открытым кодом). За ней часто обращаются компании, которые по тем или иным причинам не могут использовать текущую информационную систему, однако хорошо знают, какой им нужен функционал и как должны работать процессы. В таких ситуациях мы, по сути, переписываем информационную систему для заказчика, чтобы у него оставалась возможность развивать ее, дописывать новые модули.

В компании также хорошо развита экспертиза, связанная с тестированием программных продуктов. Большая часть проектов может включать в себя целый комплекс услуг. С этим, например, столкнулся при внедрении новых функциональных модулей для оптимизации процессов один из крупных отечественных банков. Команда «Девелоники», которая работала в связке с заказчиком, поэтапно проводила нужные работы. Так, заказчику удалось, во-первых, до 97% поднять качество своего ПО. Во-вторых, до двух месяцев сократилось время релизов, а аудитория увеличилась с 8 до 14 млн клиентов.

В другом проекте благодаря усилиям наших тестировщиков удалось обеспечить полную проверку веб-портала системы лояльности заказчика на соответствие функциональным требованиям. Ребята нашли 250 критических дефектов. Всего было составлено 4127 тест-кейсов. В результате большой работы финальный продукт сегодня отвечает всем требованиям функциональности, что очень важно для бизнеса в сфере электронной торговли.

За последний год мы видим существенный рост запросов: разработчики все чаще пользуются возможностями профессиональной команды. Как правило, заказывают тестирование компании, у которых есть собственная разработка, то есть в наличии большие объемы собственного кода. Внутреннее заключение по его работе не всегда релевантно, поэтому тестирование экспертов со стороны покажет, что продукт из себя представляет и подсветит отклонения в плане соответствия ТЗ.

Для госсектора, в частности, часто актуальны проекты, в которых необходимо найти причину низкой доступности сервиса или портала. В таком случае мы можем разработать индивидуальный генератор тестовых объектов, воспроизводящий данные в соответствии с реальными значениями, или детальную методику тестирования для бизнес-процесса из разных запросов, найти узкое место с помощью декомпозиции систем. Или, например, провести полный аудит при приемке работ и составить подробный план технических рекомендаций для правильного функционирования систем и платформ.

— Как, по вашим наблюдениям, варьирует спрос на кастомные разработки в зависимости от отрасли?

— Больше всего новых проектов запускают и развивают уже имеющиеся решения — именно компании финансового сектора. Банки стремятся возглавлять процесс цифровой трансформации, отрасль использует множество современных технологий. Многие специалисты поэтому и стремятся работать в банковских проектах, они позволяют постоянно прокачивать экспертизу. Также достаточно неплохо растет сегмент продуктов и услуг для страховых компаний. За последний год заметен рост спроса на цифровые продукты со стороны промышленных предприятий.

Один из последних интересных кейсов — разработка нового инструмента для российского банка УБРиР (Уральский банк реконструкции и развития), который позволит его партнерам воспользоваться сервисом оформления ипотеки в рамках единой системы. Автоматизация и настройка личного кабинета избавила участников процесса от необходимости пересылать документы по почте. Кроме того, пользователям больше не нужно запоминать требования банка к клиенту, прозрачнее стало и отслеживание статуса заявок риелторов, представителей застройщиков и агентств недвижимости. То есть всех, кто размещает от лица клиентов заявки на получение ипотечного кредита.

На втором месте среди наших заказчиков — госструктуры и разработка государственных информационных систем (ГИС). Например, мы много работаем с госзаказчиками из финансовой сферы. Это не только проекты, связанные с оптимизацией существующих процессов, но и аналитические задачи, разработка под ключ, миграция и переход на импортозамещенные решения.

Значительную долю клиентской базы занимают компании из производственного сектора, ретейла, e-commerce и технологического бизнеса. Им интересны решения как для внутренних процессов, так и для внешних коммуникаций, например, создание онлайн-платформ для клиентов или мобильного приложения, которое станет шагом к повышению лояльности пользователей маркетплейса.

— Какие наиболее значимые проекты вы могли бы отметить?

— Один из крупнейших государственных проектов с участием нашей команды — создание единой медицинской карты гражданина РФ. Также мы продолжаем поддерживать систему финансового мониторинга, которую разработали для крупного заказчика из госсектора. Кроме того, «Девелоника» реализует масштабные проекты в рамках экосистемы одной известной корпорации. В частности, участвуем в развитии сервиса с услугами онлайн-кинотеатра по подписке: заказчику обеспечиваем бесшовное использование видеоплатформы с персональными рекомендациями, а пользователям, владельцам телевизоров с поддержкой смарт-ТВ, — беспроблемное подключение и работу сервиса. В рамках проекта мы решаем много задач, в том числе связанных с разработкой пользовательского интерфейса и алгоритма системы, внедрением машинного обучения.

— Как развивается сегодня команда компании?

— Закономерно количество проектов растет, а значит, появляется потребность в новых специалистах. Сегодня в «Девелонике» открыто более 70 вакансий, как для старта карьеры в ИТ, так и для профессионалов. К поиску и интеграции талантов наша компания подходит с большой ответственностью, в том числе чтобы гарантировать заказчикам высокий уровень экспертизы в решении задач.

Нужно понимать, что в текущих реалиях на отечественном рынке труда серьезная борьба за таланты. Активно набирают персонал технологические гиганты, у которых много собственной сложной разработки и есть такие преимущества, как развитый HR-бренд и финансовые возможности. И тем не менее даже при всех возможностях и ресурсах срок найма высококлассного специалиста сложно прогнозируем и может составлять от трех до шести месяцев.

Сейчас направления бизнеса «Девелоники» развиваются по-разному. Так, например, тестирование за семь месяцев текущего года выросло более чем на 25%. А направление, связанное с .NET-разработкой (платформа для разработки программного обеспечения с открытым исходным кодом, выпущенная Microsoft), которое еще в прошлом году составляло значительную долю наших продаж, постепенно сводится к поддержке существующих проектов и переводу этих заказчиков на отечественные решения. Поэтому для развития устойчивости бизнеса мы применяем стратегию по развитию вторичных навыков в арсенале компетенций специалистов. Сотрудники могут получить новую специализацию и оставаться востребованными, а мы сохраняем сильных участников своей команды внутри «Девелоники».

— Что сегодня в фокусе вашей стратегии развития? Каковы планы на ближайший период?

— В краткосрочной перспективе мы планируем развитие аутсорсинга ресурсов для помощи заказчикам с работой над долгосрочными проектами и масштабными задачами. Например, на базе нашей команды был сформирован дистанционный центр обеспечения качества цифровых продуктов одной российской транснациональной компании: эксперты «Девелоники» выстроили процессы тестирования веб- и мобильной версии сервиса, который помогает ориентироваться в городе и отвечает на повседневные вопросы 33 млн пользователей каждый месяц. Два года над проектом трудились 18 инженеров в рамках формата кросс-функционального партнерства с инхаус-разработкой. Если заказчику удобно реализовывать свои задачи в таком формате и нужны люди и компетенции, то мы собираем ему команду под конкретный проект с фиксированной ежемесячной оплатой. Уверены, что можем обеспечить больше компаний поддержкой в таком формате.

Сегодня у нас уже собран пул экспертов с компетенциями в оценке и обеспечении качества систем и софта. Они способны как осуществить приемку работ сторонних разработчиков, оценив, насколько их результат соответствует описанным техническим требованиям по функциональности, так и самостоятельно с нуля провести аудит, испытания и тесты, составить рекомендации и разработать регламенты документации, а после — внедрить изменения. Подобная команда из пяти-десяти человек способна сэкономить 40% издержек компании на проектах заказной разработки. И это реальные цифры, которых можно достичь: один из наших заказчиков, представитель банковской сферы, пришел с определенной идеей для реализации. Речь шла о запуске инвестиционного приложения. Запрос одного из ведущих банков страны выглядел так: проведение аудита и анализа имеющихся рыночных возможностей, исследование рынка, предпроектное исследование, как итог — выбор решения и план его внедрения. В результате реализации проекта заказчик получил аналитику, все техрекомендации, прототип приложения, прошедший бета-тестирование, и готовый продукт, приносящий несколько миллиардов рублей в квартал (по данным за 2022 год, на счету банка числился 661 млрд рублей по общему остатку средств). И подобного эффекта можно достичь в любой отрасли, если верно применить кастомную разработку.

Спрос на такие услуги растет, и «Девелоника» способна уверенно выйти на качественно новый уровень в сегменте крупных корпоративных заказчиков (enterprise) из финансовой сферы, ретейла, электронной торговли (e-commerce). На подбор высококлассных специалистов с хорошей квалификацией и большим опытом работы для новых проектов, в частности, мы и будем делать упор в этом году. Кроме того, мы планируем продолжить участвовать в тендерах на поддержку систем, которые ранее разрабатывали для заказчиков из госсектора, в том числе связанных с финансовым контролем и надзором. В 2023 году «Девелоника» заняла лидирующую позицию в первом российском рейтинге по заказной разработке. Это и ответственность, и большие возможности. Поэтому «Девелоника» продолжит глубоко погружаться в проблематику цифровизации госсектора и наращивать экспертизу в этой области.

Читайте также:

Статья
Как происходит трансформация и развитие бизнеса в новых условиях
Интервью генерального директора Softline Владимира Лаврова
Статья
Как развивается бизнес Softline в новых условиях рынка
Интервью директора по маркетингу Softline Елены Шедовой
Статья
Как бизнес реагирует на уход зарубежных ИТ-поставщиков
Интервью вице-президента Softline Андрея Благоразумова
Статья
Как развивать команду в новых экономических условиях
Интервью директора по персоналу Softline Натальи Лиходиевской
Статья
«Частные облака — ключевой тренд ближайшего будущего»
Интервью руководителя облачного бизнеса Softline Дмитрия Исаева
Статья
Как бизнес-приложения изменяют работу компаний
Интервью генерального директора SL Soft Тагира Яппарова
Статья
Почему повышается спрос на ИТ-услуги, в чем их специфика и точки роста
Интервью директора по сервисам в России ГК Softline Олега Тремзина
Статья
Безопасность, утечки и переход на российское ПО: что сейчас движет ИТ-отрасль вперед
Интервью руководителя управления информационной безопасности компании Softline Дмитрия Васильева
Статья
Финишировать первыми: опыт успешного выхода на биржу российской ИТ-компании
Интервью финансового директора ГК Softline Артема Тараканова
Статья
Как инновации ускоряют развитие компании
Интервью директора по инновационным проектам Softline Светланы Ильичевой
Статья
Как стартап стал ИТ-вендором
Интервью исполнительного директора «Инферит» Юлии Курышевой