— Рынок прикладных программных продуктов активно развивается. На это влияют в том числе новые технологические тренды, включая распространение искусственного интеллекта (ИИ). Пандемия COVID-19, ранее поменявшая модели работы компаний, сформировала новые требования к доступности информационных систем, что дало толчок развитию новых приложений и функционала.
Важным фактором становится уход «бумаги», и в России это хорошо заметно. Все сферы взаимодействия бизнеса, потребителей и государства сегодня переходят на безбумажные технологии.
Мы видим большие изменения на рынке труда, где фокус смещается на автоматизацию процессов. Переход к разработке с помощью визуальных средств (low-code и no-code) приводит к сокращению доли программирования, все больше настроек в части внедрения делегируется аналитикам и бизнес-пользователям. Да и в целом идет процесс «демократизации ИТ»: все больше решений, связанных с закупкой и внедрением технологий, принимается и осуществляется не в блоке ИТ, а бизнес-пользователями.
Очень важный тренд — распространение ИИ. Всего несколько лет назад ИИ был скорее идеей, которая практически не использовалась в прикладных системах. А сегодня многие из них уже построены на базе этих технологий — в области планирования, принятия решений, прогнозирования. Возник даже новый класс прикладных информационных систем — «умные» бизнес-приложения. К таковым относятся прикладные программные системы, обладающие встроенными средствами искусственного интеллекта, анализа больших объемов данных и не требующие значительных ресурсов в части программирования для настройки и развития.
«Умные» приложения открыли дорогу для гиперавтоматизации — автоматизации и оптимизации бизнес-процессов с целью достижения максимальной экономической эффективности и масштабирования бизнеса, позволяющей снять с человека большой класс рутинных и интеллектуальных задач при работе с информационными системами и передать их цифровым ассистентам.
— В России эти технологические тренды встраиваются в задачи импортозамещения. Так выстраивается новый ландшафт российских прикладных продуктов. Отечественные бизнес-пользователи вынуждены очень быстро и в жестких условиях решать задачи, которыми предыдущие два десятилетия занимались в планомерном режиме.
Новый ландшафт рынка состоит не из пары десятков зарубежных продуктов, как в предыдущие годы, а уже из множества российских. Пока этот ландшафт выглядит собранным из кусочков — замещающие решения приходится иногда сводить из нескольких продуктов разных разработчиков. В этом есть и свои плюсы: становится возможна быстрая смена технологий и корпоративной архитектуры.
Такие тренды позволяют выстраивать сквозные процессы, дают возможность быстрой интеграции и включают роботизацию. Это дает возможность внедрять «умные» приложения на базе ИИ, которые станут частью новой корпоративной архитектуры. Роль таких приложений будет возрастать, и их доля на рынке тоже.
— То, что сейчас происходит в России, я бы назвал не импортозамещением, а, скорее, развитием концепции технологической независимости. Это вполне глобальный тренд, который получил название «технонационализм» — стратегия государства по приоритетному развитию собственных технологий и ограничению влияния иностранных игроков. Например, ЕС использует барьеры для американских корпораций во избежание монополизации ими рынков. Во Франции действует программа поддержки национальных разработчиков, и она появилась не вчера.
Долгое время Россия ориентировалась на глобальных поставщиков технологий, и доля их проникновения в России часто была выше, чем в любой другой стране мира. Такая ситуация несет огромные риски, поскольку все большая часть экономики становится завязана на ИТ. Поэтому работа над технологической независимостью, на мой взгляд, правильная стратегия в контексте развития ситуации в мире.
Что касается практической реализации процесса импортозамещения в области ПО, первая его волна связана с переходом на российские инфраструктурные решения: операционные системы, СУБД, офисные пакеты и пр. Сейчас акцент постепенно переходит на замещение прикладных программных продуктов.
Перед заказчиками стоят сложные задачи обеспечения непрерывной работы предприятия: неудачная замена управленческой системы может привести ко многим проблемам. Поэтому процесс идет поэтапно, очень аккуратно и займет несколько лет — в зависимости от масштаба организации и ее финансовых возможностей. В целом я оцениваю сроки такого перехода в три-пять лет.
Мы в SL Soft фокусируемся на тех нишах, где, по нашим прогнозам, в ближайшие несколько лет произойдет основная замена иностранных решений на российские. Это работа с цифровыми документами, системы управления человеческими ресурсами, а также «умные» приложения для роботизации и аналитики структурированных и неструктурированных (прежде всего текстовых) данных.
Кроме того, мы приходим с комплексным предложением разных продуктовых решений: соединяя много технологий и покрывая ими большие участки бизнес-задач, мы становимся более интересными для заказчика.
— В девяностые годы, когда отечественный рынок ИТ только создавался, для глобальных компаний при входе в Россию не было никаких барьеров, скорее преференции. Российские программные продукты создавались местными энтузиастами, у которых не было капитала, и приходилось с первого дня конкурировать с международными производителями, причем во многих узких нишах вполне успешно. В результате в нашей стране появились многие сотни относительно небольших производителей ПО с неплохими продуктами, хорошей технологией разработки и производственной базой.
В реестре российского ПО сегодня уже более 15 тыс. продуктов. По каждому классу из них — десятки предложений. Сейчас формируется новый ландшафт российского рынка программных продуктов. Идет консолидация игроков, появляются ведущие игроки в отдельных направлениях. И очевидно, что покупатели постепенно будут ориентироваться на лидеров, которых в каждом из направлений будет всего несколько.
— Конечно, тот объем инвестиций в исследования и разработки (research and development, R&D), который был и есть у глобальных игроков, невоспроизводим в России. У некоторых из них размер собственных вложений в разработки может быть больше, чем весь наш IT-рынок.
Но существует много возможностей достигать результата, не оперируя такими бюджетами. Например, одна из таких возможностей — использование для создания своих продуктов существующих платформ с открытым кодом (open-source платформ). Многие задачи, которые казались неподъемными, такие как высокопроизводительные СУБД, сегодня решаются в разумные сроки на основе развития open-source проектов.
Мы видим прогресс в части развития операционных систем и офисных пакетов, в замене фактически всего стека технологий Microsoft. Видим большое движение вокруг прикладных программных продуктов. Здесь формируется достаточно сильный пул разработчиков.
Важно то, что полноценные работающие решения создаются с участием заказчиков. Примеры самых успешных прикладных технологий в мире показывают, что эти продукты были разработаны на базе первых проектов, когда заказчик инвестировал свои знания и деньги в продукт, который только формировался.
Важный элемент успеха — изменение отношения заказчиков к российским разработчикам. Раньше мы находились по разные стороны баррикад. Позиция заказчиков была такой: сделайте как SAP, Oracle или Microsoft, и тогда мы будем у вас покупать. Конечно, эта позиция неконструктивная, и сейчас характер диалога меняется. Модель совместного инвестирования ресурсов, знаний, усилий со стороны разработчика и заказчика, которая сейчас формируется, — основной фактор появления зрелых конкурентных российских продуктов.
И, конечно, здесь очень важна роль государства, которое поддерживает совместные проекты разработчиков и заказчиков по созданию конкурентных прикладных продуктов.
— У нас сформирован портфель, который включает в себя продукты для документоориентированных технологий («Цитрос»* и Soica *), решения для управления человеческим капиталом (БОСС *) и, наконец, «умные» приложения — роботизация (ROBIN *), BI (Polymatica *), текстовая аналитика (Preferentum *). В будущем мы планируем добавлять направления, связанные с процессной автоматизацией на основе low-code/no-code.
Развитие линеек продуктов в рамках единой компании обеспечивает общие производственные процессы и модель работы с рынком, консолидацию активностей, взаимную интеграцию наших продуктов.
Мы не планируем выводить новые продукты, создаваемые с нуля. Будем использовать потенциал зрелых решений, дополняя их ресурсами и возможностями большой компании. Наша принципиальная цель — стать лидирующим игроком на рынке «умных» приложений.