Интервью
Совместный проектsoftline
К главной

Уход бумаги, гиперавтоматизация и технонационализм: тренды на рынке «умных» бизнес-приложений

Как бизнес-приложения изменяют работу компаний, рассказал Тагир Яппаров, генеральный директор SL Soft (входит в ГК Softline).
Тагир Яппаров
Тагир Яппаров
генеральный директор SL Soft
— Как трансформируется спрос на бизнес-приложения — и на мировом, и на российском рынках?

— Рынок прикладных программных продуктов активно развивается. На это влияют в том числе новые технологические тренды, включая распространение искусственного интеллекта (ИИ). Пандемия COVID-19, ранее поменявшая модели работы компаний, сформировала новые требования к доступности информационных систем, что дало толчок развитию новых приложений и функционала.

Важным фактором становится уход «бумаги», и в России это хорошо заметно. Все сферы взаимодействия бизнеса, потребителей и государства сегодня переходят на безбумажные технологии.

Мы видим большие изменения на рынке труда, где фокус смещается на автоматизацию процессов. Переход к разработке с помощью визуальных средств (low-code и no-code) приводит к сокращению доли программирования, все больше настроек в части внедрения делегируется аналитикам и бизнес-пользователям. Да и в целом идет процесс «демократизации ИТ»: все больше решений, связанных с закупкой и внедрением технологий, принимается и осуществляется не в блоке ИТ, а бизнес-пользователями.

Очень важный тренд — распространение ИИ. Всего несколько лет назад ИИ был скорее идеей, которая практически не использовалась в прикладных системах. А сегодня многие из них уже построены на базе этих технологий — в области планирования, принятия решений, прогнозирования. Возник даже новый класс прикладных информационных систем — «умные» бизнес-приложения. К таковым относятся прикладные программные системы, обладающие встроенными средствами искусственного интеллекта, анализа больших объемов данных и не требующие значительных ресурсов в части программирования для настройки и развития.

«Умные» приложения открыли дорогу для гиперавтоматизации — автоматизации и оптимизации бизнес-процессов с целью достижения максимальной экономической эффективности и масштабирования бизнеса, позволяющей снять с человека большой класс рутинных и интеллектуальных задач при работе с информационными системами и передать их цифровым ассистентам.

— Как реализуются эти тренды в России?

— В России эти технологические тренды встраиваются в задачи импортозамещения. Так выстраивается новый ландшафт российских прикладных продуктов. Отечественные бизнес-пользователи вынуждены очень быстро и в жестких условиях решать задачи, которыми предыдущие два десятилетия занимались в планомерном режиме.

Новый ландшафт рынка состоит не из пары десятков зарубежных продуктов, как в предыдущие годы, а уже из множества российских. Пока этот ландшафт выглядит собранным из кусочков — замещающие решения приходится иногда сводить из нескольких продуктов разных разработчиков. В этом есть и свои плюсы: становится возможна быстрая смена технологий и корпоративной архитектуры.

Такие тренды позволяют выстраивать сквозные процессы, дают возможность быстрой интеграции и включают роботизацию. Это дает возможность внедрять «умные» приложения на базе ИИ, которые станут частью новой корпоративной архитектуры. Роль таких приложений будет возрастать, и их доля на рынке тоже.

— Как вы оцениваете динамику замещения корпоративных систем зарубежных вендоров в российских компаниях?

— То, что сейчас происходит в России, я бы назвал не импортозамещением, а, скорее, развитием концепции технологической независимости. Это вполне глобальный тренд, который получил название «технонационализм» — стратегия государства по приоритетному развитию собственных технологий и ограничению влияния иностранных игроков. Например, ЕС использует барьеры для американских корпораций во избежание монополизации ими рынков. Во Франции действует программа поддержки национальных разработчиков, и она появилась не вчера.

Долгое время Россия ориентировалась на глобальных поставщиков технологий, и доля их проникновения в России часто была выше, чем в любой другой стране мира. Такая ситуация несет огромные риски, поскольку все большая часть экономики становится завязана на ИТ. Поэтому работа над технологической независимостью, на мой взгляд, правильная стратегия в контексте развития ситуации в мире.

Что касается практической реализации процесса импортозамещения в области ПО, первая его волна связана с переходом на российские инфраструктурные решения: операционные системы, СУБД, офисные пакеты и пр. Сейчас акцент постепенно переходит на замещение прикладных программных продуктов.

Перед заказчиками стоят сложные задачи обеспечения непрерывной работы предприятия: неудачная замена управленческой системы может привести ко многим проблемам. Поэтому процесс идет поэтапно, очень аккуратно и займет несколько лет — в зависимости от масштаба организации и ее финансовых возможностей. В целом я оцениваю сроки такого перехода в три-пять лет.

Мы в SL Soft фокусируемся на тех нишах, где, по нашим прогнозам, в ближайшие несколько лет произойдет основная замена иностранных решений на российские. Это работа с цифровыми документами, системы управления человеческими ресурсами, а также «умные» приложения для роботизации и аналитики структурированных и неструктурированных (прежде всего текстовых) данных.

Кроме того, мы приходим с комплексным предложением разных продуктовых решений: соединяя много технологий и покрывая ими большие участки бизнес-задач, мы становимся более интересными для заказчика.

— Как вы оцениваете соответствие продуктового предложения российских разработчиков существующему спросу?

— В девяностые годы, когда отечественный рынок ИТ только создавался, для глобальных компаний при входе в Россию не было никаких барьеров, скорее преференции. Российские программные продукты создавались местными энтузиастами, у которых не было капитала, и приходилось с первого дня конкурировать с международными производителями, причем во многих узких нишах вполне успешно. В результате в нашей стране появились многие сотни относительно небольших производителей ПО с неплохими продуктами, хорошей технологией разработки и производственной базой.

В реестре российского ПО сегодня уже более 15 тыс. продуктов. По каждому классу из них — десятки предложений. Сейчас формируется новый ландшафт российского рынка программных продуктов. Идет консолидация игроков, появляются ведущие игроки в отдельных направлениях. И очевидно, что покупатели постепенно будут ориентироваться на лидеров, которых в каждом из направлений будет всего несколько.

— Как можно оценить потенциал в части замещения, например, продуктовых линеек Microsoft, Oracle, SAP?

— Конечно, тот объем инвестиций в исследования и разработки (research and development, R&D), который был и есть у глобальных игроков, невоспроизводим в России. У некоторых из них размер собственных вложений в разработки может быть больше, чем весь наш IT-рынок.

Но существует много возможностей достигать результата, не оперируя такими бюджетами. Например, одна из таких возможностей — использование для создания своих продуктов существующих платформ с открытым кодом (open-source платформ). Многие задачи, которые казались неподъемными, такие как высокопроизводительные СУБД, сегодня решаются в разумные сроки на основе развития open-source проектов.

Мы видим прогресс в части развития операционных систем и офисных пакетов, в замене фактически всего стека технологий Microsoft. Видим большое движение вокруг прикладных программных продуктов. Здесь формируется достаточно сильный пул разработчиков.

Важно то, что полноценные работающие решения создаются с участием заказчиков. Примеры самых успешных прикладных технологий в мире показывают, что эти продукты были разработаны на базе первых проектов, когда заказчик инвестировал свои знания и деньги в продукт, который только формировался.

Важный элемент успеха — изменение отношения заказчиков к российским разработчикам. Раньше мы находились по разные стороны баррикад. Позиция заказчиков была такой: сделайте как SAP, Oracle или Microsoft, и тогда мы будем у вас покупать. Конечно, эта позиция неконструктивная, и сейчас характер диалога меняется. Модель совместного инвестирования ресурсов, знаний, усилий со стороны разработчика и заказчика, которая сейчас формируется, — основной фактор появления зрелых конкурентных российских продуктов.

И, конечно, здесь очень важна роль государства, которое поддерживает совместные проекты разработчиков и заказчиков по созданию конкурентных прикладных продуктов.

— Каковы ваши планы по развитию направления бизнес-приложений? Что будет в приоритете?

— У нас сформирован портфель, который включает в себя продукты для документоориентированных технологий («Цитрос»* и Soica *), решения для управления человеческим капиталом (БОСС *) и, наконец, «умные» приложения — роботизация (ROBIN *), BI (Polymatica *), текстовая аналитика (Preferentum *). В будущем мы планируем добавлять направления, связанные с процессной автоматизацией на основе low-code/no-code.

Развитие линеек продуктов в рамках единой компании обеспечивает общие производственные процессы и модель работы с рынком, консолидацию активностей, взаимную интеграцию наших продуктов.

Мы не планируем выводить новые продукты, создаваемые с нуля. Будем использовать потенциал зрелых решений, дополняя их ресурсами и возможностями большой компании. Наша принципиальная цель — стать лидирующим игроком на рынке «умных» приложений.

Читайте также:

Статья
Как происходит трансформация и развитие бизнеса в новых условиях
Интервью генерального директора Softline Владимира Лаврова
Статья
Как развивается бизнес Softline в новых условиях рынка
Интервью директора по маркетингу Softline Елены Шедовой
Статья
Как бизнес реагирует на уход зарубежных ИТ-поставщиков
Интервью вице-президента Softline Андрея Благоразумова
Статья
Как развивать команду в новых экономических условиях
Интервью директора по персоналу Softline Натальи Лиходиевской
Статья
«Частные облака — ключевой тренд ближайшего будущего»
Интервью руководителя облачного бизнеса Softline Дмитрия Исаева
Статья
Почему повышается спрос на ИТ-услуги, в чем их специфика и точки роста
Интервью директора по сервисам в России ГК Softline Олега Тремзина
Статья
Безопасность, утечки и переход на российское ПО: что сейчас движет ИТ-отрасль вперед
Интервью руководителя управления информационной безопасности компании Softline Дмитрия Васильева
Статья
Финишировать первыми: опыт успешного выхода на биржу российской ИТ-компании
Интервью финансового директора ГК Softline Артема Тараканова
Статья
Как меняется спрос на внешнюю разработку и тестирование готовых продуктов
Интервью директора по заказной разработке компании «Девелоника» (ГК Softline) Виктор Алгазин
Статья
Как инновации ускоряют развитие компании
Интервью директора по инновационным проектам Softline Светланы Ильичевой
Статья
Как стартап стал ИТ-вендором
Интервью исполнительного директора «Инферит» Юлии Курышевой