Интервью
Совместный проектsoftline
К главной

Финишировать первыми: опыт успешного выхода на биржу российской ИТ-компании

О подготовке к размещению бумаг и выводе ИТ-компании на биржу в условиях турбулентности рынков рассказал финансовый директор ГК «Софтлайн» Артем Тараканов
Артем Тараканов
Артем Тараканов
финансовый директор ГК «Софтлайн»
— В конце 2022 года компания «Софтлайн» разделила бизнес на российскую и международную части. Что представляет собой группа компаний сегодня?

— В прошлом году, когда количество экономических санкций и ограничений превысило все пределы, мы поняли, что в прежнем виде компания существовать больше не может. Мы начали разделять бизнес, финансы, людей. Это был непростой процесс, и в конце октября 2022 года образовались две независимые компании. Международная часть нашего бизнеса сменила название на Noventiq. Российский бизнес продолжил работу под брендом «Софтлайн».

«Софтлайн» — номер один среди компаний России в области информационных технологий и занимает лидирующие позиции в ключевых и быстрорастущих сегментах IT-рынка. В частности, компания неоднократно признавалась лидером в сегментах «ПО как услуга» и «инфраструктура как услуга», а в течение последних пяти лет стабильно входит в число лидеров среди поставщиков облачных услуг. Кроме того, компания является лидером в области цифровой трансформации с широкими компетенциями в кибербезопасности.

Уровень нашей экспертизы и компетенций постоянно отмечается независимыми отраслевыми экспертами. Согласно рейтингу CNews за 2022 год, «Софтлайн» заняла первое место среди компаний, занимающихся цифровизацией розничной торговли.

Помимо этого, компания стала третьей среди крупнейших IT-компаний России в 2022 году. Причем первые два места занимают представители бизнеса дистрибуции компьютерной техники и мобильных устройств.

Представительства «Софтлайн» работают в Арабских Эмиратах и Гонконге. Кроме того, в рамках стратегии развития планируется выход в другие дружественные страны. Мы хотим активно взаимодействовать с миром везде, где это возможно.

— С какими вызовами вы столкнулись в процессе создания российского контура компании? Каких успехов удалось достигнуть?

— Прежде всего на бизнес повлиял уход западных вендоров программного обеспечения и оборудования. Прекращение работы таких известных производителей, как, например, Microsoft, Oracle, Adobe, значительно усложнило цепочки поставок и лишило российский IT-рынок целых классов решений. Стоит отметить, что по ряду направлений иностранные вендоры имели доминирующую долю рынка. Например, их доля в инфраструктурном оборудовании составляла более 60%, а в сегменте системного ПО — свыше 80%. Поэтому их уход создал острую необходимость перейти в кратчайший срок на альтернативные технологические решения.

«Софтлайн» успешно трансформировался в IT-маркетплейс, что позволяет нам иметь преимущество мощного сетевого эффекта.

Наличие полной линейки сторонних и собственных продуктов и услуг позволяет привлекать новых клиентов. Заказчики в рамках единого окна могут закрыть IT-задачу любой сложности, масштаба и географии. Рост клиентской базы и, как следствие, получение обширных знаний о потребностях заказчиков, в свою очередь, позволяет усилить нашу «машину продаж». Это делает нас еще более привлекательным партнером для IT-производителей. Доступ к ведущим разработчикам и их решениям, помимо расширения продуктового портфеля, повышает нашу экспертизу и позволяет применять полученный опыт для развития собственных продуктов и услуг.

— Как одна из первых компаний на российском рынке, которая вышла на IPO, какие шаги вы предприняли, чтобы обезопасить своих акционеров?

— В ноябре 2021 года мы провели листинг на Лондонской (LSE) и Московской (MOEX) биржах. После того как бизнесы разделились, у нас появилось два больших вызова. Остались локальные акционеры с глобальными депозитарными расписками (ГДР) глобального бизнеса «Софтлайн», или теперь Noventiq, который унаследовал листинг, все процедуры и инструменты. Эти расписки нужно было обменять на акции российской группы компаний «Софтлайн». Это был долгий и технически сложный процесс, который мы завершили. После запуска торгов у этих инвесторов в руках ликвидный инструмент, которым они смогут распоряжаться.

Второй пул инвесторов — это сотрудники российского контура, которые получили акции новой ГК «Софтлайн». Ранее, еще до нашего первого листинга, в компании была внедрена программа опционов для ключевых сотрудников в зависимости от должности. Затем эти опционы, принадлежащие примерно 400 сотрудникам, были конвертированы в акции. А после разделения бизнеса они получили акции российской группы. По итогам московского листинга в августе этого года эти акции теперь ликвидны, ими можно распоряжаться и продавать на бирже.

Люди — это главный актив «Софтлайн». Мы понимаем, кто стоит за успехом компании, поэтому активно создаем условия, в которых профессионалы могут развиваться вместе с «Софтлайн», разделяя успехи компании. Поэтому в среднесрочной перспективе до 100% сотрудников получат возможность стать совладельцами нашей компании.

— Как прошел этап подготовки к листингу?

Советом директоров была одобрена дивидендная политика, подразумевающая распределение с 2024 года не менее 25% от чистой прибыли нашим акционерам. Технически и юридически сложный обмен ГДР Noventiq на акции «Софтлайн» также стал своего рода гарантией того, что мы выполняем обязательства перед всеми инвесторами, даже несмотря на внешние вызовы.

Готовясь к выпуску облигаций в мае 2023 года, мы должны были переподтвердить кредитный рейтинг. Ранее он был присвоен нашей головной компании на Кипре, и после разделения бизнеса нужно было пройти повторное рейтингование в России. Для этого рассматривалась наша финансовая модель, сформированная структура и прочие показатели. Процесс занял почти три месяца. В результате агентство «Эксперт РА» присвоило нам рейтинг на уровне ruBBB+. После чего мы сделали выпуск в мае 2023 года, рассматривая этот шаг как элемент подготовки к IPO.

По итогам размещения спрос значительно превысил предложение, достигнув 7,5 млрд рублей при первоначальном объеме выпуска в размере 3 млрд рублей. Это хороший индикатор интереса инвесторов к нашим долговым инструментам. В итоге мы разместили выпуск на 6 млрд рублей.

— Расскажите о ключевых параметрах прямого листинга и обмена.

— Изначально у нас был непростой выбор: делать классическое IPO, когда проводится фандрайзинг — привлечение денег инвесторов в компанию, либо прямой листинг. После тщательного анализа рынка при участии консультантов мы приняли решение идти по пути директ-листинга. Проще говоря, запустить торги и посмотреть, как будет вести себя бумага. Если потребуется, через какое-то время мы можем провести SPO (secondary public offering — вторичное публичное размещение акций) и привлечь в компанию дополнительные средства инвесторов для дальнейшего развития.

— Какой опыт вы получили в процессе первого IPO, что из него учли сейчас?

— Действительно, при первом выходе был накоплен хороший опыт: мы многого не знали, нужно было консультироваться с разными участниками. Теперь же мы шли с полным пониманием, как действовать, при этом мы полагались на профессиональных консультантов, которые понимают специфику локального рынка. Подготовка заняла примерно шесть месяцев. Мы использовали предыдущий опыт roadshow (роудшоу — маркетинговая кампания эмитента для потенциальных инвесторов в рамках процесса), который проходил почти стопроцентно в онлайн-формате. Это позволило охватить очень большое количество инвесторов, в том числе институциональных и розничных, и определить интерес к нашему инструменту.

Читайте также:

Статья
Как происходит трансформация и развитие бизнеса в новых условиях
Интервью генерального директора Softline Владимира Лаврова
Статья
Как развивается бизнес Softline в новых условиях рынка
Интервью директора по маркетингу Softline Елены Шедовой
Статья
Как бизнес реагирует на уход зарубежных ИТ-поставщиков
Интервью вице-президента Softline Андрея Благоразумова
Статья
Как развивать команду в новых экономических условиях
Интервью директора по персоналу Softline Натальи Лиходиевской
Статья
«Частные облака — ключевой тренд ближайшего будущего»
Интервью руководителя облачного бизнеса Softline Дмитрия Исаева
Статья
Как бизнес-приложения изменяют работу компаний
Интервью генерального директора SL Soft Тагира Яппарова
Статья
Почему повышается спрос на ИТ-услуги, в чем их специфика и точки роста
Интервью директора по сервисам в России ГК Softline Олега Тремзина
Статья
Безопасность, утечки и переход на российское ПО: что сейчас движет ИТ-отрасль вперед
Интервью руководителя управления информационной безопасности компании Softline Дмитрия Васильева
Статья
Как меняется спрос на внешнюю разработку и тестирование готовых продуктов
Интервью директора по заказной разработке компании «Девелоника» (ГК Softline) Виктор Алгазин
Статья
Как инновации ускоряют развитие компании
Интервью директора по инновационным проектам Softline Светланы Ильичевой
Статья
Как стартап стал ИТ-вендором
Интервью исполнительного директора «Инферит» Юлии Курышевой