— В прошлом году, когда количество экономических санкций и ограничений превысило все пределы, мы поняли, что в прежнем виде компания существовать больше не может. Мы начали разделять бизнес, финансы, людей. Это был непростой процесс, и в конце октября 2022 года образовались две независимые компании. Международная часть нашего бизнеса сменила название на Noventiq. Российский бизнес продолжил работу под брендом «Софтлайн».
«Софтлайн» — номер один среди компаний России в области информационных технологий и занимает лидирующие позиции в ключевых и быстрорастущих сегментах IT-рынка. В частности, компания неоднократно признавалась лидером в сегментах «ПО как услуга» и «инфраструктура как услуга», а в течение последних пяти лет стабильно входит в число лидеров среди поставщиков облачных услуг. Кроме того, компания является лидером в области цифровой трансформации с широкими компетенциями в кибербезопасности.
Уровень нашей экспертизы и компетенций постоянно отмечается независимыми отраслевыми экспертами. Согласно рейтингу CNews за 2022 год, «Софтлайн» заняла первое место среди компаний, занимающихся цифровизацией розничной торговли.
Помимо этого, компания стала третьей среди крупнейших IT-компаний России в 2022 году. Причем первые два места занимают представители бизнеса дистрибуции компьютерной техники и мобильных устройств.
Представительства «Софтлайн» работают в Арабских Эмиратах и Гонконге. Кроме того, в рамках стратегии развития планируется выход в другие дружественные страны. Мы хотим активно взаимодействовать с миром везде, где это возможно.
— Прежде всего на бизнес повлиял уход западных вендоров программного обеспечения и оборудования. Прекращение работы таких известных производителей, как, например, Microsoft, Oracle, Adobe, значительно усложнило цепочки поставок и лишило российский IT-рынок целых классов решений. Стоит отметить, что по ряду направлений иностранные вендоры имели доминирующую долю рынка. Например, их доля в инфраструктурном оборудовании составляла более 60%, а в сегменте системного ПО — свыше 80%. Поэтому их уход создал острую необходимость перейти в кратчайший срок на альтернативные технологические решения.
«Софтлайн» успешно трансформировался в IT-маркетплейс, что позволяет нам иметь преимущество мощного сетевого эффекта.
Наличие полной линейки сторонних и собственных продуктов и услуг позволяет привлекать новых клиентов. Заказчики в рамках единого окна могут закрыть IT-задачу любой сложности, масштаба и географии. Рост клиентской базы и, как следствие, получение обширных знаний о потребностях заказчиков, в свою очередь, позволяет усилить нашу «машину продаж». Это делает нас еще более привлекательным партнером для IT-производителей. Доступ к ведущим разработчикам и их решениям, помимо расширения продуктового портфеля, повышает нашу экспертизу и позволяет применять полученный опыт для развития собственных продуктов и услуг.
— В ноябре 2021 года мы провели листинг на Лондонской (LSE) и Московской (MOEX) биржах. После того как бизнесы разделились, у нас появилось два больших вызова. Остались локальные акционеры с глобальными депозитарными расписками (ГДР) глобального бизнеса «Софтлайн», или теперь Noventiq, который унаследовал листинг, все процедуры и инструменты. Эти расписки нужно было обменять на акции российской группы компаний «Софтлайн». Это был долгий и технически сложный процесс, который мы завершили. После запуска торгов у этих инвесторов в руках ликвидный инструмент, которым они смогут распоряжаться.
Второй пул инвесторов — это сотрудники российского контура, которые получили акции новой ГК «Софтлайн». Ранее, еще до нашего первого листинга, в компании была внедрена программа опционов для ключевых сотрудников в зависимости от должности. Затем эти опционы, принадлежащие примерно 400 сотрудникам, были конвертированы в акции. А после разделения бизнеса они получили акции российской группы. По итогам московского листинга в августе этого года эти акции теперь ликвидны, ими можно распоряжаться и продавать на бирже.
Люди — это главный актив «Софтлайн». Мы понимаем, кто стоит за успехом компании, поэтому активно создаем условия, в которых профессионалы могут развиваться вместе с «Софтлайн», разделяя успехи компании. Поэтому в среднесрочной перспективе до 100% сотрудников получат возможность стать совладельцами нашей компании.
Советом директоров была одобрена дивидендная политика, подразумевающая распределение с 2024 года не менее 25% от чистой прибыли нашим акционерам. Технически и юридически сложный обмен ГДР Noventiq на акции «Софтлайн» также стал своего рода гарантией того, что мы выполняем обязательства перед всеми инвесторами, даже несмотря на внешние вызовы.
Готовясь к выпуску облигаций в мае 2023 года, мы должны были переподтвердить кредитный рейтинг. Ранее он был присвоен нашей головной компании на Кипре, и после разделения бизнеса нужно было пройти повторное рейтингование в России. Для этого рассматривалась наша финансовая модель, сформированная структура и прочие показатели. Процесс занял почти три месяца. В результате агентство «Эксперт РА» присвоило нам рейтинг на уровне ruBBB+. После чего мы сделали выпуск в мае 2023 года, рассматривая этот шаг как элемент подготовки к IPO.
По итогам размещения спрос значительно превысил предложение, достигнув 7,5 млрд рублей при первоначальном объеме выпуска в размере 3 млрд рублей. Это хороший индикатор интереса инвесторов к нашим долговым инструментам. В итоге мы разместили выпуск на 6 млрд рублей.
— Изначально у нас был непростой выбор: делать классическое IPO, когда проводится фандрайзинг — привлечение денег инвесторов в компанию, либо прямой листинг. После тщательного анализа рынка при участии консультантов мы приняли решение идти по пути директ-листинга. Проще говоря, запустить торги и посмотреть, как будет вести себя бумага. Если потребуется, через какое-то время мы можем провести SPO (secondary public offering — вторичное публичное размещение акций) и привлечь в компанию дополнительные средства инвесторов для дальнейшего развития.
— Действительно, при первом выходе был накоплен хороший опыт: мы многого не знали, нужно было консультироваться с разными участниками. Теперь же мы шли с полным пониманием, как действовать, при этом мы полагались на профессиональных консультантов, которые понимают специфику локального рынка. Подготовка заняла примерно шесть месяцев. Мы использовали предыдущий опыт roadshow (роудшоу — маркетинговая кампания эмитента для потенциальных инвесторов в рамках процесса), который проходил почти стопроцентно в онлайн-формате. Это позволило охватить очень большое количество инвесторов, в том числе институциональных и розничных, и определить интерес к нашему инструменту.