— На фоне полной или частичной приостановки деятельности ряда зарубежных вендоров повысился интерес к российским облачным технологиям. Росту спроса на локальные облачные сервисы способствовал и образовавшийся дефицит оборудования. Это первый тренд, который был зафиксирован в прошлом году и сохраняется до настоящего момента.
Второе направление, которое активно развивается, — техническая поддержка решений ушедших вендоров, таких как IBM, Oracle, Dell, HPE. За последние двадцать лет российский бизнес вложил в эти системы миллиарды долларов, поэтому большинство компаний пока не готово отказаться от решений западных игроков и продолжает использовать их технологии. Соответственно, необходимо обеспечить им качественную поддержку. Мы в Softline взяли на себя полноценное сопровождение иностранных решений, например Microsoft, Cisco, Huawei, VMware, Dell, Oracle и Citrix.
Еще одно востребованное направление — оперативная миграция на российские решения систем тех компаний, которые попали под европейские и американские санкции. Изначально с их стороны заметно вырос спрос на инфраструктурное программное обеспечение, затем активизировалась миграция бизнес-приложений.
Вырос спрос на отечественные ИТ-услуги и со стороны бывших представительств зарубежных компаний. Сейчас они становятся фактически российским бизнесом и тоже запускают масштабные процессы миграции критичных систем на отечественные аналоги.
— Темпы роста спроса на отечественные ИТ-услуги, по нашим оценкам, будут сохраняться и в 2023 году, и, вероятно, вплоть до 2025 года. Дело в том, что миграция системы заказчиков на российские аналоги — достаточно длительный процесс, его невозможно реализовать в течение года. Компании, которые ранее инвестировали миллиарды долларов в зарубежное ПО или «железо», не смогут оперативно с них перейти. Сначала будут мигрировать простые безопасные системы, затем более важные для бизнеса, и уже под конец, то есть в перспективе трех-пяти лет, самые критичные для бизнеса системы.
— Спрос на ИТ-аудит инфраструктуры наиболее заметен в нескольких сегментах. Прежде всего ряд заказчиков стремится понять, насколько корректно работает их текущая инфраструктура и что необходимо сделать, чтобы повысить ее эффективность.
Второй активный сегмент — это заказчики, которые составляют сейчас дорожные карты с планами миграции на российский софт или «железо».
Бывшие зарубежные компании, переоформляющие свои российские сегменты, также прибегают к аудиту для анализа используемых корпоративных систем. Дело в том, что их число в простых структурах может составлять от 30–40, в крупных международных компаниях — 400–500 систем. Поэтому необходимо оперативно определить, какие решения останутся и где потребуется замена на российские аналоги.
— Основное требование заказчика — это экспертиза: наличие компетенций, серьезного уровня инженеров, архитекторов, которые могут проводить те или иные работы. Зачастую клиенты запрашивают CV (curriculum vitae — краткая биография) наших сотрудников, чтобы проверить, насколько серьезная экспертиза сосредоточена в ГК Softline.
Со своей стороны мы активно привлекаем специалистов, обучаем и сертифицируем инженеров по российскому программному обеспечению и «железу», тем самым повышая ценность услуг для заказчика.
Наша команда сегодня — это набор специалистов, обладающих широкой продуктовой экспертизой: архитекторов, инженеров и сервис-менеджеров. В техподдержке занято более ста сотрудников. Поскольку команды состоят из разных специализаций, мы можем оказать комплексную поддержку по всему стеку решений заказчиков.
— Зарубежные вендоры, безусловно, сформировали высокий стандарт качества поддержки решений, и в этом вопросе сегодня очень важно соответствовать ожиданиям заказчиков. Особенно крупного бизнеса, у которого обычно жесткие требования и к компетенциям персонала, и к SLA (service level agreement — соглашение об уровне сервиса) в части времени реакции на инцидент и его решение.
С нашей стороны здесь важно обеспечить единую точку входа, компетентную по всем направлениям, например в роли тимлида, который отслеживает статус выполнения задач и качество работ. Уровень услуг подтверждают соответствующие сертификаты, например ISO 27001 (стандарт безопасности, который официально определяет систему управления информационной безопасностью (СУИБ)) и ISO 9001 (стандарт для систем менеджмента качества) в части техподдержки и частного облака, а также вендорские сертификаты, полученные ранее. Эффективно решать задачи помогают физические и виртуальные демостенды, лаборатории, в которых можно воспроизводить проблемы, возникающие у заказчиков с оборудованием и программным обеспечением.
— Роль интегратора в новых условиях изменилась, сегодня он берет на себя адаптацию ПО к «железу», а также обеспечение взаимодействия не до конца адаптированных решений между собой. Сейчас мы подписываем контракты с двенадцатью ключевыми вендорами инфраструктурного программного обеспечения.
Всего на сегодня у нас 300 партнеров — российских поставщиков. В каждой продуктовой нише мы определяем из них пару ключевых, с которыми выстраиваем полноценную экосистему решений. В сегменте операционных систем, к примеру, сотрудничаем с Astra Linux и RedSoft, по офисным системам — с R7 * и «Мой офис»*.
С российскими партнерами запускаем множество разных пилотных проектов: большинство заказчиков проводит обязательное пилотирование разных решений, сравнивая их между собой, до окончательного выбора и старта миграции. Мы помогаем протестировать несколько решений одновременно, чтобы соотнести их с инфраструктурой заказчика и подобрать правильное.
В ходе тестирования помогаем проанализировать критичность работоспособности продуктов, разработать стратегию по запуску процесса миграции, провести саму миграцию и в дальнейшем обеспечить поддержку решений.
Мы решаем сегодня те задачи, по которым заказчики раньше взаимодействовали с вендорами. Например, поддерживаем одну из самых крупных инфраструктур, построенных на продуктах Citrix в России, до 100 тыс. пользователей VDI (virtual desktop infrastructure — инфраструктура виртуальных рабочих столов), у заказчика из финансового сектора. Критические инциденты обрабатываем в режиме 24/7 с временем реакции до 15 минут.
Также активно проводим миграции по инфраструктурным проектам импортозамещения: переводим на российские решения офисные приложения, почту, ВКС, виртуализацию, сетевую инфраструктуру, ОС, бизнес-приложения.
— Для одного из крупнейших российских банков мы реализовали проект массовой миграции с решения западного вендора. Речь шла о переводе на новую систему нескольких десятков тысяч пользователей. Проект был разделен на три этапа: сначала стендирование и проектирование, затем развертывание катастрофоустойчивого решения и миграция пилотной группы и, наконец, массовая миграция и сопровождение со стороны Softline на период адаптации. То есть достаточно длительный период развернутое решение сосуществовало с исходной системой. При этом с точки зрения архитектуры был обеспечен максимальный уровень отказоустойчивости всех систем банка.
Другой наш крупный проект включал модернизацию вычислительной инфраструктуры и инженерных систем для судостроительного и судоремонтного предприятия. Мы реализовали под ключ поставку около ста серверов и десятков информационных систем. Проект занял почти два года, при этом сдача проходила в очень сжатые сроки: пусконаладочные работы были проведены в течение одного месяца.
— Ключевыми для нас по-прежнему остаются развитие и рост всего инфраструктурного блока: это инфраструктурные решения, техническая поддержка, развитие бизнес-приложений как на сторонних платформах, так и на базе продуктов SL Soft *.
Всю необходимую предприятию ИТ-инфраструктуру и услуги мы предоставляем по принципу единого окна, минимизируя капитальные затраты заказчика. В основе этого сервиса — решения Softline Universe *, включая среду виртуализации, корпоративное хранилище документов, сервисы коммуникаций, удаленные рабочие места и пр. Это полностью импортонезависимая экосистема.
— Точечное внедрение изолированных решений на длинной дистанции всегда проигрывает экосистеме, где все продукты и сервисы совместимы, взаимосвязаны и дополняют друг друга. Экосистемный подход снижает издержки на интеграцию и в перспективе оптимизирует затраты на развитие и масштабирование инфраструктуры, помогает заказчику не переплачивать.
Softline предлагает с первых же шагов выстраивать проекты миграции на российские решения в экосистемной логике.