Интервью
Совместный проектsoftline
К главной

Почему повышается спрос на ИТ-услуги, в чем их специфика и точки роста

О специфике и динамике спроса на ИТ-услуги рассказал директор по сервисам в России ГК Softline Олег Тремзин.
Олег Тремзин
Олег Тремзин
директор по сервисам в России ГК Softline
— Как меняется спрос на ИТ-услуги со стороны российских заказчиков?

— На фоне полной или частичной приостановки деятельности ряда зарубежных вендоров повысился интерес к российским облачным технологиям. Росту спроса на локальные облачные сервисы способствовал и образовавшийся дефицит оборудования. Это первый тренд, который был зафиксирован в прошлом году и сохраняется до настоящего момента.

Второе направление, которое активно развивается, — техническая поддержка решений ушедших вендоров, таких как IBM, Oracle, Dell, HPE. За последние двадцать лет российский бизнес вложил в эти системы миллиарды долларов, поэтому большинство компаний пока не готово отказаться от решений западных игроков и продолжает использовать их технологии. Соответственно, необходимо обеспечить им качественную поддержку. Мы в Softline взяли на себя полноценное сопровождение иностранных решений, например Microsoft, Cisco, Huawei, VMware, Dell, Oracle и Citrix.

Еще одно востребованное направление — оперативная миграция на российские решения систем тех компаний, которые попали под европейские и американские санкции. Изначально с их стороны заметно вырос спрос на инфраструктурное программное обеспечение, затем активизировалась миграция бизнес-приложений.

Вырос спрос на отечественные ИТ-услуги и со стороны бывших представительств зарубежных компаний. Сейчас они становятся фактически российским бизнесом и тоже запускают масштабные процессы миграции критичных систем на отечественные аналоги.

— Можно ли ожидать сохранения высокой динамики спроса в ближайший год?

— Темпы роста спроса на отечественные ИТ-услуги, по нашим оценкам, будут сохраняться и в 2023 году, и, вероятно, вплоть до 2025 года. Дело в том, что миграция системы заказчиков на российские аналоги — достаточно длительный процесс, его невозможно реализовать в течение года. Компании, которые ранее инвестировали миллиарды долларов в зарубежное ПО или «железо», не смогут оперативно с них перейти. Сначала будут мигрировать простые безопасные системы, затем более важные для бизнеса, и уже под конец, то есть в перспективе трех-пяти лет, самые критичные для бизнеса системы.

— Какие компании сегодня демонстрируют спрос на аудит ИТ-инфраструктуры и с какими целями?

— Спрос на ИТ-аудит инфраструктуры наиболее заметен в нескольких сегментах. Прежде всего ряд заказчиков стремится понять, насколько корректно работает их текущая инфраструктура и что необходимо сделать, чтобы повысить ее эффективность.

Второй активный сегмент — это заказчики, которые составляют сейчас дорожные карты с планами миграции на российский софт или «железо».

Бывшие зарубежные компании, переоформляющие свои российские сегменты, также прибегают к аудиту для анализа используемых корпоративных систем. Дело в том, что их число в простых структурах может составлять от 30–40, в крупных международных компаниях — 400–500 систем. Поэтому необходимо оперативно определить, какие решения останутся и где потребуется замена на российские аналоги.

— Как изменились требования к сервисам со стороны российских заказчиков?

— Основное требование заказчика — это экспертиза: наличие компетенций, серьезного уровня инженеров, архитекторов, которые могут проводить те или иные работы. Зачастую клиенты запрашивают CV (curriculum vitae — краткая биография) наших сотрудников, чтобы проверить, насколько серьезная экспертиза сосредоточена в ГК Softline.

Со своей стороны мы активно привлекаем специалистов, обучаем и сертифицируем инженеров по российскому программному обеспечению и «железу», тем самым повышая ценность услуг для заказчика.

Наша команда сегодня — это набор специалистов, обладающих широкой продуктовой экспертизой: архитекторов, инженеров и сервис-менеджеров. В техподдержке занято более ста сотрудников. Поскольку команды состоят из разных специализаций, мы можем оказать комплексную поддержку по всему стеку решений заказчиков.

— За счет чего обеспечивается «вендорский» уровень качества сервиса поддержки?

— Зарубежные вендоры, безусловно, сформировали высокий стандарт качества поддержки решений, и в этом вопросе сегодня очень важно соответствовать ожиданиям заказчиков. Особенно крупного бизнеса, у которого обычно жесткие требования и к компетенциям персонала, и к SLA (service level agreement — соглашение об уровне сервиса) в части времени реакции на инцидент и его решение.

С нашей стороны здесь важно обеспечить единую точку входа, компетентную по всем направлениям, например в роли тимлида, который отслеживает статус выполнения задач и качество работ. Уровень услуг подтверждают соответствующие сертификаты, например ISO 27001 (стандарт безопасности, который официально определяет систему управления информационной безопасностью (СУИБ)) и ISO 9001 (стандарт для систем менеджмента качества) в части техподдержки и частного облака, а также вендорские сертификаты, полученные ранее. Эффективно решать задачи помогают физические и виртуальные демостенды, лаборатории, в которых можно воспроизводить проблемы, возникающие у заказчиков с оборудованием и программным обеспечением.

— Как сейчас выстраивается ваше взаимодействие с вендорами-партнерами по сервисному направлению?

— Роль интегратора в новых условиях изменилась, сегодня он берет на себя адаптацию ПО к «железу», а также обеспечение взаимодействия не до конца адаптированных решений между собой. Сейчас мы подписываем контракты с двенадцатью ключевыми вендорами инфраструктурного программного обеспечения.

Всего на сегодня у нас 300 партнеров — российских поставщиков. В каждой продуктовой нише мы определяем из них пару ключевых, с которыми выстраиваем полноценную экосистему решений. В сегменте операционных систем, к примеру, сотрудничаем с Astra Linux и RedSoft, по офисным системам — с R7 * и «Мой офис»*.

С российскими партнерами запускаем множество разных пилотных проектов: большинство заказчиков проводит обязательное пилотирование разных решений, сравнивая их между собой, до окончательного выбора и старта миграции. Мы помогаем протестировать несколько решений одновременно, чтобы соотнести их с инфраструктурой заказчика и подобрать правильное.

В ходе тестирования помогаем проанализировать критичность работоспособности продуктов, разработать стратегию по запуску процесса миграции, провести саму миграцию и в дальнейшем обеспечить поддержку решений.

Мы решаем сегодня те задачи, по которым заказчики раньше взаимодействовали с вендорами. Например, поддерживаем одну из самых крупных инфраструктур, построенных на продуктах Citrix в России, до 100 тыс. пользователей VDI (virtual desktop infrastructure — инфраструктура виртуальных рабочих столов), у заказчика из финансового сектора. Критические инциденты обрабатываем в режиме 24/7 с временем реакции до 15 минут.

Также активно проводим миграции по инфраструктурным проектам импортозамещения: переводим на российские решения офисные приложения, почту, ВКС, виртуализацию, сетевую инфраструктуру, ОС, бизнес-приложения.

— Какие из проектов за последний год вы бы выделили особо?

— Для одного из крупнейших российских банков мы реализовали проект массовой миграции с решения западного вендора. Речь шла о переводе на новую систему нескольких десятков тысяч пользователей. Проект был разделен на три этапа: сначала стендирование и проектирование, затем развертывание катастрофоустойчивого решения и миграция пилотной группы и, наконец, массовая миграция и сопровождение со стороны Softline на период адаптации. То есть достаточно длительный период развернутое решение сосуществовало с исходной системой. При этом с точки зрения архитектуры был обеспечен максимальный уровень отказоустойчивости всех систем банка.

Другой наш крупный проект включал модернизацию вычислительной инфраструктуры и инженерных систем для судостроительного и судоремонтного предприятия. Мы реализовали под ключ поставку около ста серверов и десятков информационных систем. Проект занял почти два года, при этом сдача проходила в очень сжатые сроки: пусконаладочные работы были проведены в течение одного месяца.

— Каковы ваши планы по развитию сервисного направления, как оно встроено в стратегию компании?

— Ключевыми для нас по-прежнему остаются развитие и рост всего инфраструктурного блока: это инфраструктурные решения, техническая поддержка, развитие бизнес-приложений как на сторонних платформах, так и на базе продуктов SL Soft *.

Всю необходимую предприятию ИТ-инфраструктуру и услуги мы предоставляем по принципу единого окна, минимизируя капитальные затраты заказчика. В основе этого сервиса — решения Softline Universe *, включая среду виртуализации, корпоративное хранилище документов, сервисы коммуникаций, удаленные рабочие места и пр. Это полностью импортонезависимая экосистема.

— Почему так важен именно экосистемный подход?

— Точечное внедрение изолированных решений на длинной дистанции всегда проигрывает экосистеме, где все продукты и сервисы совместимы, взаимосвязаны и дополняют друг друга. Экосистемный подход снижает издержки на интеграцию и в перспективе оптимизирует затраты на развитие и масштабирование инфраструктуры, помогает заказчику не переплачивать.

Softline предлагает с первых же шагов выстраивать проекты миграции на российские решения в экосистемной логике.

Читайте также:

Статья
Как происходит трансформация и развитие бизнеса в новых условиях
Интервью генерального директора Softline Владимира Лаврова
Статья
Как развивается бизнес Softline в новых условиях рынка
Интервью директора по маркетингу Softline Елены Шедовой
Статья
Как бизнес реагирует на уход зарубежных ИТ-поставщиков
Интервью вице-президента Softline Андрея Благоразумова
Статья
Как развивать команду в новых экономических условиях
Интервью директора по персоналу Softline Натальи Лиходиевской
Статья
«Частные облака — ключевой тренд ближайшего будущего»
Интервью руководителя облачного бизнеса Softline Дмитрия Исаева
Статья
Как бизнес-приложения изменяют работу компаний
Интервью генерального директора SL Soft Тагира Яппарова
Статья
Безопасность, утечки и переход на российское ПО: что сейчас движет ИТ-отрасль вперед
Интервью руководителя управления информационной безопасности компании Softline Дмитрия Васильева
Статья
Финишировать первыми: опыт успешного выхода на биржу российской ИТ-компании
Интервью финансового директора ГК Softline Артема Тараканова
Статья
Как меняется спрос на внешнюю разработку и тестирование готовых продуктов
Интервью директора по заказной разработке компании «Девелоника» (ГК Softline) Виктор Алгазин
Статья
Как инновации ускоряют развитие компании
Интервью директора по инновационным проектам Softline Светланы Ильичевой
Статья
Как стартап стал ИТ-вендором
Интервью исполнительного директора «Инферит» Юлии Курышевой