— Один из главных факторов формирования лояльности — открытые отношения между руководством и сотрудниками. Это способствует обмену опытом и знаниями, а также поддерживает взаимоотношения, направленные на достижение результата. В Softline мы регулярно организуем так называемые горячие линии: сотрудники могут задать вопросы и получить ответы от генерального директора или топ-менеджмента, узнать новости ИТ-рынка, пообщаться с представителями компаний-вендоров и заказчиков. Такая практика создает атмосферу доверия и обеспечивает сотрудников актуальной информацией о текущих событиях и планах компании.
Важным фактором также является взаимная поддержка. В нашей компании над большим количеством проектов работают сотрудники из разных отделов и департаментов. При этом они знают, что всегда могут положиться на помощь более опытных коллег. Это создает ощущение надежности и защищенности, причем как для сотрудников, так и для компании. Дело в том, что обмен знаниями и опытом способствует постоянному росту уровня экспертизы внутри компании и дает сотрудникам уверенность в своих действиях. Взаимная поддержка укрепляет командный дух и создает плодотворную рабочую атмосферу, что, в свою очередь, способствует повышению лояльности сотрудников к компании.
Так, несмотря на то, что для ИТ-рынка как в России, так и в мире характерна высокая текучесть кадров и нехватка специалистов, индекс чистой лояльности eNPS (employee net promoter score) в нашей компании в 2022 году вырос к предыдущему периоду и составил 89%, уровень удовлетворенности составил 87%, а уровень лояльности вырос на 10% и составил 85%.
Кроме того, более 39% сотрудников Softline работают в компании свыше пяти лет, что превосходит средний стаж в ИТ-сфере, который обычно составляет три года.
— В высокотехнологичной сфере динамичное развитие и постоянное совершенствование играют решающую роль. Если компания не инвестирует в развитие своих сотрудников, она рискует потерять лидирующие позиции и не соответствовать требованиям быстро меняющегося ИТ-рынка. Поэтому мы придерживаемся концепции активного самообразования, в том числе способствуем развитию наших сотрудников, обеспечиваем возможности для их профессионального обучения, а также поощряем стремление к профессиональному росту.
В Softline есть много вдохновляющих примеров руководителей, которые начинали свой путь в компании с самых базовых должностей. Например, руководитель отдела развития закупок Ольга Вишнякова начала работать в компании как секретарь, и благодаря своим уникальным способностям и усилиям, которые поддерживал ее руководитель, сменив разные направления работы, она стала одним из ключевых членов логистического подразделения. Ольга отзывается о работе в нашей компании как о непрерывном вызове, требующем решительности и готовности идти вперед, а не плыть по течению.
Важно отметить, что руководители играют ключевую роль в процессе реализации потенциала сотрудников. Руководящее звено компании уделяет много времени и внимания развитию сотрудников. Такое взаимодействие создает благоприятную среду для роста.
— Действительно, поддержка и поощрение новаторских идей сотрудников способствуют созданию уникальных продуктов, услуг или методов работы, что делает компанию более конкурентоспособной на рынке. Это, в свою очередь, помогает компании привлекать новых клиентов, удерживать нынешних и выделяться среди конкурентов.
Например, вице-президент Андрей Благоразумов начал карьеру в компании как менеджер по развитию бизнеса и впоследствии достиг высокой позиции. Благодаря работе Андрея и его команды Softline достигла статуса главного партнера Microsoft в России, странах Восточной Европы и Центральной Азии, а также стала глобальным партнером Microsoft. После переориентации с 2022 года на сотрудничество с ведущими производителями российского программного обеспечения под руководством Андрея продолжается применение новаторского подхода, разработка инновационных продуктов, аналогов которым нет на рынке, таких как концепция Softline Enterprise Agreement * и «Цифровое рабочее место от Softline»*.
Кроме того, поддержка новаторских идей способствует привлечению и удержанию талантливых и творческих сотрудников. Эти профессионалы представляют ценность для компании и могут вносить существенный вклад в ее развитие. Так, директор по стратегическому развитию СМБ Александр Фирсов с нуля создавал в компании подразделения, связанные с продажами, в том числе направление активных продаж. Впоследствии он возглавил федеральный центр продаж. Сам Александр подчеркивает, что политика открытости топ-менеджмента к новым идеям сотрудников является ключевым фактором не только для развития компании, но и для его профессионального роста и лояльности.
Поддержка и поощрение новаторских идей сотрудников делают бизнес более гибким, конкурентоспособным и способным адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям и могут определить долгосрочный успех компании и ее стабильность на рынке.
— В Softline одним из наиболее передовых направлений является research and development (R&D, исследования и разработки). Руководитель R&D Светлана Ильичева, в частности, курирует экспериментальные проекты и внутренние стартапы, которые часто становятся самостоятельными бизнес-направлениями.
С начала карьерного пути в Softline Светлана стояла у истоков идей, влияние которых выходило за пределы компании. Для популяризации научного ПО и развития сообщества пользователей она создала ресурс Exponenta *, переросший в печатный научно-практический журнал. Также под руководством Светланы было организовано онлайн-сообщество «Сисадмин тоже человек», в рамках которого офлайн проводились тематические мероприятия.
Светлана активно способствует развитию новых направлений бизнеса. Так, в начале 2010-х компания стала пионером продвижения темы облаков в России, и именно Светлана Ильичева в составе команды Softline отвечала за вывод на рынок облачных продуктов, в частности, ее команда организовывала конференции Cloudconf, которые вызывали большой интерес вендоров, партнеров и клиентов, а также СМИ. Светлана сыграла важную роль в других проектах, например, применяла свою экспертизу в развитии конкурса стартапов DevGeneration.
— Долгосрочные отношения Softline с сотрудниками опираются на уверенность компании в завтрашнем дне. Когда обе стороны — и сотрудники, и руководство — верят в профессионализм коллег и способность развивать бизнес, складываются отношения win-win (принцип «вин-вин», или взаимная выгода). Для компании это означает достижение целей с использованием знаний и опыта сотрудников. Работники, в свою очередь, получают возможность расти и развиваться как профессионалы и уверенность в будущем.
Мы ежегодно проводим исследования показателей удовлетворенности, лояльности, индекса eNPS. Более 85% сотрудников российского офиса приняли участие в опросе в прошлом году, и мы гордимся его результатами. В Softline они выше среднего уровня на российском рынке. И мы продолжаем совершенствовать рабочую среду и бизнес-процессы внутри компании.
Например, реализуем программы для развития лидерских навыков, в том числе у руководителей. Так, в 2023 году была запущена программа «Среда лидера», проведен курс внутреннего мини-MBA.
С сотрудниками в целом прорабатываются ясные и понятные карьерные траектории, проводится оценка перспектив для развития внутри компании. Кроме того, активно функционируют программы wellbeing (благополучие), направленные на улучшение физического и психологического состояния сотрудников, а также на поддержание баланса между работой и личной жизнью.
Ольга Козлова, директор управления корпоративных продаж, подчеркивает, что благодаря заботе о здоровье и созданию позитивной атмосферы внутри компании, чувству общности и сохранению драйва, творчества в рабочих задачах удается достичь гармонии между профессиональными и личными амбициями.
Кроме того, двери компании всегда открыты для тех, кто ранее по тем или иным причинам ушел из компании. Ежегодно в Softline возвращается около 4–7% бывших сотрудников, находя в компании новые возможности для роста и развития. Есть те, кто возвращается не один раз.
Люди проявляют большую лояльность, когда осознают, что их вклад оказывает влияние на успех компании. Поэтому мы регулярно оцениваем работу и поощряем достигнутые результаты. Руководитель отдела по работе с прайс-листами и номенклатурой 1С Александра Почечун, например, поделилась, что, держа в руках ноутбук Softline, к созданию которого она была причастна, испытывает вдохновение на новые достижения.
Мы с командой HR-менеджмента (human resource management, управление человеческим ресурсом) работаем над созданием долгосрочных программ мотивации. Этот значимый инструмент помогает удерживать и стимулировать сотрудников Softline. Мы понимаем, что долгосрочные программы мотивации сохраняют ценные кадры, а также способствуют их личному и профессиональному росту внутри компании.
Формирование лояльности — это живой процесс, когда каждому сотруднику дается возможность ощутить себя важным звеном в достижении общего успеха. Мы верим, что только в среде открытых взаимоотношений и поддержки можно достичь настоящих высот, когда люди хотят работать и расти вместе с компанией на протяжении многих лет. Поэтому стремимся создать благоприятную и вдохновляющую среду с помощью инвестиций в развитие, заботы о физическом и ментальном здоровье, поощрения достижений и признания заслуг. Лояльность и вовлеченность сотрудников — неотъемлемая часть успеха компании, и мы гордимся тем, какими яркими историями делятся наши коллеги.