— Ключевым приоритетом ИТ-бизнеса по-прежнему являются поиск и наем квалифицированных кадров. Работа с персоналом приобретает особое значение в условиях острой нехватки кадров в отрасли. По оценкам Минцифры РФ, дефицит ИТ-специалистов на российском рынке достигает 500–700 тыс. человек. В то же время кадровый рынок в ИТ перенасыщен начинающими карьерный путь в профессии выпускниками онлайн-курсов.
В этих условиях обучение своего персонала под задачи бизнеса становится единственно верным решением для компаний: работодатели должны искать новые подходы и методы для повышения квалификации сотрудников. Одним из актуальных инструментов подбора персонала, в частности, стали стажерские программы. Так работодатель может привлечь талантливых и мотивированных новичков, готовых развиваться в компании.
Работодателям выгоднее обучать команды ИТ-специалистов внутри, привлекая для этого образовательных партнеров. Такой подход снимает почти все риски, связанные с периодом вхождения сотрудника в должность. Ведь поиск и наем ИТ-специалистов нередко занимают много времени и при этом могут быть неэффективными, например, если в результате некачественной адаптации сотрудник покинет компанию сразу после трудоустройства.
При этом подавляющее большинство провайдеров рынка корпоративного образования фокусируется только на потребностях конкретного обучающегося, предлагая ему идею светлого будущего и дальнейшее трудоустройство. Такой подход привлекателен для студентов и молодых специалистов, но для работодателей он попросту неэффективен.
— Рынку корпоративного образования необходимо ориентироваться в первую очередь на потребности бизнеса. Мы должны обращаться в сообщениях не столько к учащимся, сколько к компании и тому, как с помощью обучения она будет решать свои проблемы.
При этом в конечном счете выигрывает сам обучающийся. Сотрудник сможет повысить свою ценность для работодателя, соискатель — получить востребованные знания, которые в будущем применит в компании. Поэтому B2B-подход является более честным по отношению к исходным задачам обучения на корпоративном рынке. Именно по такой модели работает «Академия Softline», предоставляя клиентам кастомизированные образовательные решения под задачи бизнеса.
— У каждого сотрудника есть жизненный цикл в компании: трудоустройство, выход на пик производительности, затем поиск новых возможностей для развития. Поэтому нужно относиться к обучению не просто как к фоновому мероприятию, а ставить во главу угла накопление знаний и создание уникального контента под потребности бизнеса. При таком подходе сам процесс найма сотрудников через обучение становится ключом к эффективности. Так, используя специализированные курсы, можно решить задачи не только переподготовки персонала, но и поиска кадров.
Например, наша стажерская программа «Школа ИТ-кадры» позволяет компаниям готовить и нанимать целые команды ИТ- и ИБ-специалистов в соответствии с технологическим стеком. Это решение появилось в ответ на задачи наших заказчиков: они не могли решать кадровые проблемы исключительно переподготовкой текущего персонала, им требовалось формировать команды с рынка, например, для работы над новыми проектами.
В рамках «Школы ИТ-кадры» запущены авторские программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, курсы по языкам разработки, тестированию ПО, системному и бизнес-анализу. После того как десятки соискателей проходят обучение, работодатель уже может составить о них впечатление: оценить мотивацию, вовлеченность, способность усваивать материал. На выходе собираются готовые команды, знакомые с внутренними процессами компании. Такой подход уже показал эффективность при найме.
— Вместе с изменением ИТ-ландшафта в стране изменилась и работа авторизованных центров дополнительного образования. Раньше обучение заключалось в трансляции знаний, полученных от западных поставщиков. В отсутствие иностранных решений они потеряли актуальность. Специалистам, уверенно владеющим навыками работы с зарубежными программными продуктами, сегодня требуется переобучение на российский технологический стек. Переподготовка ИТ-команд помогает облегчить компаниям переход на импортонезависимые технологии и сохранить устойчивость бизнеса.
«Академия Softline» создала собственную методическую фабрику по разработке соответствующего образовательного контента: в нашем портфеле более 1 тыс. программ по информационным технологиям и безопасности, цифровой трансформации, управлению проектами, а также программ на стыке ИТ и бизнеса. В них мы задействуем современные технологические возможности, например виртуальные лабораторные стенды, технологии определения матриц компетенций специалистов и подходов к тому, как их создавать, развивать и тестировать.
В прошлом году мы обучили более 17 тыс. сотрудников наших заказчиков. По отзывам клиентов, после прохождения курсов персонал становится более лояльным к новым внедряемым решениям и более эффективно использует их в работе.
— Ситуация с кадрами в сфере информационной безопасности еще сложнее, чем в целом в отрасли. Вызовы в области кибербезопасности постоянно растут, и цифровая гигиена становится базовой компетенцией каждого работника, особенно на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ).
В этом году «Академия Softline» представила рынку новое комплексное решение для повышения киберграмотности персонала организаций — EdTech-платформу «Наша безопасность». Решение направлено на повышение уровня осведомленности сотрудников и предотвращение киберугроз, связанных с человеческим фактором, который является первопричиной большинства киберинцидентов.
Также мы предлагаем ряд образовательных программ для предприятий, требующих особого уровня защищенности, в том числе флагманские решения, которые не имеют аналогов на рынке. Они согласованы с регуляторами отрасли и соответствуют самым актуальным требованиям законодательства в области защиты информации.
Кроме того, в рамках повышения кибербезопасности на государственном уровне «Академия Softline» сотрудничает с вузами по проекту «Цифровые кафедры»: поставляет образовательный контент университетам-партнерам. Также наши программы «Информационная безопасность» и «Техническая защита информации» были представлены в проекте Минцифры РФ «Цифровые профессии», который позволил освоить диджитал-профессию с полной поддержкой государства. В прошлом году обучение по нашим программам прошли несколько тысяч человек.
— Создание экосистемы позволяет предоставлять корпоративным заказчикам полный спектр сервисов в режиме одного окна. Наша основная цель — помогать компаниям полностью закрывать потребности, связанные с обучением ИТ-кадров.
Мы развиваем академию в парадигме всесторонней поддержки заказчиков. Более чем за 30 лет опыта группа компаний смогла накопить серьезный портфель сервисных компетенций. Поэтому любой продукт предполагает индивидуальный подход к каждому запросу клиента с возможностью трансформации предложения под конкретные потребности. Образовательные программы не исключение. «Академия Softline» предлагает рынку востребованные продукты, которые дополняют предложение ГК Softline и одновременно делают портфель решений компании наиболее комплексным.
— При реализации крупномасштабных проектов работодателю важно корректно оценивать, в каких ИТ-продуктах и языках программирования силен специалист. Профессиональная ИТ-сертификация позволяет подтверждать компетенции сотрудников в работе с различными решениями и популяризировать их на рынке. Но с уходом мировых провайдеров международная система сертификации потеряла актуальность, поэтому и встал вопрос о создании собственной, отечественной системы.
Важно отметить, что сертификация — не замена базового образования, а своего рода система маячков, по которым работодатель и специалист смогут ориентироваться в огромном разнообразии решений. Наша задача — обеспечить этими маячками российские технологии.
Осенью этого года «Академия Softline» вошла в Совет по развитию профессиональной сертификации ИТ-специалистов при Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий с собственным платформенным решением «SL Метрика», где мы уже реализуем проекты с несколькими российскими вендорами. Методические ресурсы академии позволяют нам разрабатывать тесты любой сложности, а также применять лучшие практики для построения сертификационных путей и статусов.
Эта платформа предоставляет рынку ресурсы для размещения и организации всей логистики по сертификации, включая центр офлайн-тестирования для проведения очных экзаменов и прокторинг — независимую процедуру контроля соблюдения правил для онлайн-экзаменов.
— При обучении взрослых растет потребность в более персонализированных и вовлекающих технологиях, поэтому генеративный искусственный интеллект (ИИ) на платформах дистанционного обучения становится важным элементом образовательного контента. И мы уже его используем. Это позволяет создавать контент на основе имеющихся данных, например, сформулировать план по внедрению или использовать его для творческих задач.
Так, например, платформы цифрового обучения Learning Experience Platform * (LXP) включают в себя инструменты, необходимые для создания, поставки и управления образовательными программами с применением ИИ. Это новый подход для российского рынка, который фокусируется на персонализации, вовлечении и динамичности образовательных программ.
В 2024 году мы планируем запустить собственную LXP-платформу как портал для обучения участников образовательной экосистемы и как кастомизированное решение для корпоративного рынка. Уже проводится ее пилотное тестирование.