— Сегодня наша компания имеет обширный опыт в таких отраслях, как промышленность (особенно непрерывное производство), розничная торговля продуктами питания и финансовый сектор. В розничной торговле и финансовом секторе компании чаще создают собственные команды и разрабатывают сервисы внутри компании, тогда как промышленные предприятия часто предпочитают цифровые сервисы от внешних поставщиков. Из-за нынешней ситуации во всех отраслях наблюдается рост спроса на российские разработки. В первую очередь востребованы решения, связанные с такими технологиями, как интернет вещей, хранилища данных или «озера» данных (data lakes) и искусственный интеллект.
— Наша уникальность заключается в том, что мы предоставляем комплексные услуги сразу по нескольким технологиям. В нашем штате есть специалисты по искусственному интеллекту, созданию хранилищ данных и платформам интернета вещей. Исторически Softline славится большим количеством разработчиков и активно предлагает услуги заказной разработки программного обеспечения. Мы предоставляем услуги под ключ, включая заказную разработку и доработку уже внедренного программного обеспечения.
Также мы разрабатываем собственное программное обеспечение, ориентируясь на подходы с минимальным кодированием или без кодирования (low-code и no-code), что позволяет быстро настраивать решения под конкретные нужды предприятия без привлечения дорогостоящих специалистов.
— На данный момент в Softline Digital ведется разработка пяти собственных продуктов. Три из них ориентированы на промышленные предприятия: платформа AILine на базе искусственного интеллекта, решение для промышленной безопасности Proteqta и платформа IIOT Fundamento.
Для ретейла мы предлагаем приложение Grosa, работающее на базе ИИ и позволяющее анализировать товары на полках и прогнозировать их доступность, а также цифровую платформу RozniTech, направленную на повышение эффективности бизнес-процессов в сегменте малого и среднего ретейла.
Время, необходимое для вывода наших продуктов на рынок, в среднем составляет около года, от старта разработки до первых внедрений. Однако, если процесс начинается с внутренней «продажи» идеи, реализация и время выхода на рынок могут сократиться до полугода.
— По каждому продукту есть собственные метрики. Например, по RozniTech мы прогнозируем, что к концу 2024 года на платформе будет работать до 3 тыс. торговых точек. По сервису Grosa планируем реализовать пять внедрений. По решению Proteqta планируем поставить 6 тыс. умных касок в 2024 году. А по платформе интернета вещей рассчитываем на десять внедрений за тот же период (на сегодня уже реализовано четыре проекта).
— Ранее попытки внедрения аналогичных платформ от иностранных поставщиков в российской промышленности были нечасты, многие предприятия не были готовы к этому из-за низкого уровня автоматизации. Однако за последние три-четыре года объем данных, накапливаемых производствами, значительно увеличился. Стало ясно, что взамен платформ, ушедших с отечественного рынка, необходимо разрабатывать новые решения. Мы запустили такой продукт на базе программного обеспечения с открытым кодом. Главное его преимущество для клиентов — это быстрота внедрения и возможность подключения большого количества устройств к платформе от российского поставщика.
Платформа доступна как крупным, так и средним предприятиям: единоразовый платеж за лицензию составляет около 1 млн рублей, кроме того, ежегодно оплачиваются услуги поддержки.
— Среди технологий ИИ заказчики сегодня активно используют решения для прогнозирования. В ретейле это может быть прогноз спроса, убытия товаров с полок, цен и т. д. В промышленности используется прогноз производственного процесса, технических осмотров и ремонта оборудования и другие.
За последний год выделился тренд на использование больших языковых моделей (large language models, LLM). Эти модели активно тестируются во всех секторах, и уже существуют реальные кейсы их применения. С их помощью можно решать широкий спектр задач, например в закупках или маркетинге.
Мы предлагаем как открытые модели (open source), так и технологии от компаний «Яндекс» («Яндекс GPT») и «Сбер» (GigaChat, Kandinsky).
— В рамках подразделения Softline Digital функционирует проектное направление, в котором мы тестируем множество гипотез. Мы практически никогда не отказываемся от запросов клиентов на решение той или иной проблемы с помощью современных технологий.
В Softline Digital активно поддерживается идея предпринимательства. Каждый сотрудник может, опираясь на свой опыт и реализованные проекты, предложить новую инициативу. Сначала идея нового продукта представляется внутри команды. Если идея находит поддержку, формируется команда, которая готова участвовать в реализации. Далее команда проводит анализ рынка, разрабатывает минимальный жизнеспособный продукт (MVP), формирует предложение для дальнейшего обсуждения и критики.
Эффективность продукта для бизнеса доказывается на инвестиционном комитете. После его одобрения начинаются более активная разработка гипотез, проектирование архитектуры, проведение исследований потребностей клиентов (custdev) и разработка продукта.
Минимальный срок от идеи до одобрения бюджета на продукт составляет примерно полгода. В этот период участники проекта продолжают работать над своими основными задачами, а разработку нового продукта осуществляют в формате стартапа. Они могут работать самостоятельно или консультироваться с коллегами, в том числе для корректного расчета окупаемости продукта.
Таким образом, более чем из 200 идей были выбраны те самые пять продуктов. Инициативные сотрудники, предложившие идеи, как правило, становятся владельцами этих продуктов (product owner, PO).
— Изначально Softline Digital был создан как направление, занимающееся всеми современными технологиями, включая искусственный интеллект, big data (большие данные) и интернет вещей. Недавно мы создали лабораторию, специализирующуюся исключительно на изучении больших языковых моделей (LLM), таких как ChatGPT, Midjourney, Kandinsky, GigaChat и другие, так как верим в значительное влияние этого направления на бизнес.
В ближайший год нам необходимо укрепить продуктовые команды и направления, связанные с продажами и созданием партнерских сетей. На сегодняшний день в Softline Digital работает 65 человек. Выделены пять продуктовых команд (в их составе обычно от пяти до десяти человек), проектный отдел, собственный маркетинг и отдел кадров. С учетом амбициозных планов развития продуктов и продаж к концу 2024 года планируем вырасти практически вдвое — до 110–120 сотрудников.